Шоу-биз

В Уфе Билан показал, что взрослеть не хочет не только он, но и его песни

13.10.2016 Андрей КОРОЛЁВ
Столица Башкирии стала первой точкой российского тура Билана, который представляет программу «Неделимые» в честь своего грядущего дня рождения – в декабре певцу исполнится 35. Дима выступал в уфимском пивном ресторане всего год назад, но публика так сильно соскучилась по кумиру, что на минувшей неделе в ГКЗ «Башкортостан» случился солд-аут. В день концерта не осталось даже самых дорогих билетов за 5000 рублей.

Ну где же вы, девчонки?

 

Примерный портрет уфимского зрителя, который пришел посмотреть и послушать любимого певца, представить несложно. Мужчин здесь немного – как правило, это добровольцы, по большой любви согласившиеся сопровождать своих жен на концерт. Подавляющее большинство аудитории – это девчонки. Да, именно так. Даже если их физический возраст колеблется в диапазоне до 60 лет, то в душе им в тот день было явно не больше 17-ти. Секрет такого превращения зашифрован в лирическом образе Билана, чьи песни трогают женские романтичные струнки, которых никто не касался со школьных дискотек и которые при определенном воздействии способны преображать женщин любого возраста. Нестареющий леопардовый принт и меховые воротники как атрибуты красивой жизни, обжигающе красные губы и по-клептомански бессознательные попытки сделать селфи – броуновское движение всего этого замерло в 19.20, когда начался собственно концерт. В качестве визуального спецэффекта, призванного подогреть публику, и так пребывающую в спокойном восторге, на большом сценическом экране был дан обратный отсчет. Экран стартовал с титульной надписи «Билан 33» - именно так называлась программа двухлетней давности. Оплошность мастера, решившего, что и так сойдет, или попытка артиста повернуть время вспять? Пока зрители недоумевали, бег цифр на фоне портретных фотографий из личного архива артиста ускорялся и благополучно дошел до конца. Музыканты, незаметно оказавшиеся у своих инструментов, грянули; на сцене возникло несколько фигур – луч света выхватил Билана из темного царства подтанцовки. Песню-открывашку «Против правил» весь зал слушал не дыша – чтобы телефон в руках не дрожал – после чего взорвался аплодисментами.

Уже в первую паузу между песнями к Билану потекли благодарные зрительницы с пышными букетами цветов и подарками. Порой было непонятно, честный ли это подарок или хитрый ход, с помощью которого можно подпустить артиста поближе к себе. Пока Билан искренне благодарил каждую из вышедших к сцене за цветы, те ловили его на фронтальные камеры своих айфонов, с переменным успехом пытаясь втиснуть в тот же кадр свое сверкающее от усилий лицо – на память и похвастаться. Из-за этих вежливых сражений за место под звездой паузы неизбежно затягивались. В начале концерта такое яростное внимание как будто бы только обрадовало артиста. Во время песни «Телепорт» он даже переместился в зал, потанцевал рядом со стоявшими фанатками. Но, вынужденный заполнять тишину во время приема букетов, Билан случайно оговорился и перепутал наш регион с соседним:

- Хотя страна Татарстан, и это направление никогда не отличались теплым климатом, вы мне прямо устроили какое-то весеннее буйство цветов.

Публика пару раз крикнула, что дело происходит в Башкирии, но шелест букетов и хруст упаковочной бумаги заглушил голос правды с задних рядов. Примерно в это же время охрана стала ограничивать количество «посетителей». Правда, народная тропа не заросла до самого конца выступления, даже наоборот – зрители стали заблаговременно занимать места между рядами в позиции низкого старта, а у стен концертного зала в течение последующих двух часов регулярно стояло около 10-15 человек, чтобы успеть вильнуть к сцене в нужный момент.

 

С западным привкусом

 

Представленная двухчасовая программа «Неделимые» оказалась своего рода солянкой, собранной из лучших фрагментов дискографии певца. Слушатели приняли ее очень радушно, подпевая где надо и что надо, исправно купая своего любимчика в овациях. Немалую роль сыграла сама площадка, отлично распределившая световой и звуковой потенциал в течение всего концерта. С не меньшим восторгом публика принимала танцевальный коллектив Билана. Четверо, лаконично одетые в черное, сопровождали примерно половину композиций танцевальными этюдами, явно передающими привет и экспрессивным клипам певицы Сии, и – по мере возможностей – изобретательности Майкла Джексона. Да и сам Билан активно двигался по сцене, с пол-оборота заводил публику и раз за разом признавался в любви в своих песнях.  Живые аранжировки (гитара, бас, клавиши, ударные) прямым текстом говорили, что либо сам Билан, либо его продюсеры в настоящее время очень любят творчество Daft Punk. Знакомые синтезаторные выпады и фанковатая гитара Найла Роджерса, которая за последние три года отшлифовала чуть ли не половину топовой современной танцевальной электроники, спутать сложно. Обрусение с западным привкусом – музыкальный прием, который нередко собирает большое количество поклонников. Но природа заимствования в каждом отдельном случае разная, а в случае Билана и вообще российской популярной музыки подобный поворот можно рассчитывать только как быструю попытку оказаться на волне трендовой музыки, которая сейчас хорошо продается. Без какой-либо собственной искорки. Вторичненько, одним словом. Даже учитывая, что подобная музыка на отечественные радиостанции приземляется с огромным опозданием. Что поделать - людям нравится, люди требуют. Действительно, раз уж привозить в глубинку зарубежных поп-исполнителей слишком дорого, то давайте мы как-нибудь сами. Импортозамещение, знаете ли.

Вообще, Дима Билан – явление для российской популярной музыки хоть и закономерное, но, кажется, необходимое: в той нише, которую он занял и в которой существует довольно долгое время, нет никого, кто мог бы составить ему конкуренцию. Сергей Лазарев? Нет. Алексей Воробьев? Тоже нет. Лирическое амплуа, к которому Билан шел все свои 9 студийных альбомов (и продолжает идти), позволяет ему держаться на плаву до сих пор.

Но сейчас певец находится в очень интересной ситуации, и концерт это ярко показал. С одной стороны, репертуар так или иначе нужно обновлять. Все-таки было бы не очень красиво уподобиться Валерию Леонтьеву и прочим эстрадным певцам старшего поколения, которые эксплуатируют одну и ту же ностальгическую концертную программу, собирая обильный провинциальный и столичный урожай. Еще один незавидный вариант – слежка за трендами и попытки выдавать старый продукт в новой упаковке, как это делает, к примеру, Басков (вспомним его выступление на «Новой волне» в образе покемона). У Димы есть если не все, то очень многое для такого славного будущего. Но с другой стороны, новые песни Билана все, как одна, похожи друг на друга, различаясь для простого слушателя банальными характеристиками: быстрая-веселая и медленная-грустная. Нехитрый коммерческий продукт. И то творчество, которое Билан успел выпустить после участия на «Евровидении», все же не снискали такого же яростного успеха. Разумеется, регулярные победы на «Золотом граммофоне» и другие российские премии говорят о том, что равных Билану вроде бы нет, но статус этих премий стремительно падает в глазах аудитории. А тем временем на подходе новое поколение артистов – в общем-то не менее пробивное и предположительно такое же талантливое. Согласитесь, не слишком много воображения нужно, чтобы представить, что на следующее «Евровидение» отправится, к примеру, Егор Крид?

Билан пока старается амортизировать свое творчество новыми аранжировками, но вряд ли он сможет делать это настолько же изобретательно и часто, как это, скажем, делала в свое время Земфира. Безусловно, аудитории у этих двоих абсолютно разные, но даже сладкая жвачка рано или поздно надоедает – глупо ожидать вкус через несколько лет беспрестанного жевания. Возможно, именно поэтому не так уж и принципиально, сколько Билану лет - 35 или 33. Дело в песнях, которые никак не хотят взрослеть.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты