Хронограф

Изменение властной конфигурации в Башкирии ориентирована на выборы главы региона

06.10.2018 Александр КРАСОВСКИЙ
Осень оказалась бурным временем в башкирской политике. Сразу после выборов в Курултай РБ, закончившихся без больших сенсаций, республика столкнулась с чередой отставок и перемен в верхних эшелонах власти. Вновь избранные депутаты делегировали мэра Уфы Ирека Ялалова на работу Совет Федерации РФ, а часть бывших министров возглавили комитеты в региональном парламенте.

Спорные моменты 

 

Несмотря на все глобальные и не очень изменения, затронувшие башкирскую власть, главным событием этой осени, конечно, стал уход в отставку мэра Уфы Ирека Ялалова. Хотя слухи об этом ползли уже давно, да и отставка Ирека Ишмухаметовича является неожиданной лишь на первой взгляд. Если разобраться, то уход уфимского градоначальника был неизбежен и логичен. И главная причина в том, что г-н Ялалов был и остаётся частью региональной властной вертикали. А в рамках любой вертикали не может быть несколько центров силы, как у пирамиды не может быть несколько вершин. Поэтому рост политического статуса Ирека Ялалова неизбежно должен был привести к тем перестановкам, которые в итоге и случились.

Нельзя забывать, что несмотря на высокую медийность Ирека Ялалова и восторженные флешмобы пользователей соцсетей, проблем в городе меньше не становилось, а некоторые решения мэра не находили понимания у уфимцев. В этом ряду и вырубка деревьев в городе, и расширение улиц, которое фактически свелось к уничтожению тротуаров. Разумеется, все помнят какой резонанс вызвал новогодний коллапс в Уфе два года назад. Тогда все новогодние праздники город почти не чистился от снега, а некоторые чиновники администрации не нашли ничего лучше, как предложить уфимцам самим взять в руки лопаты. Отдельно стоит и проблема общественного транспорта, так и не сдвинувшаяся при Ялалове ни на йоту. Конечно, не добавили градоначальнику очков и многочисленные коррупционные скандалы в уфимской администрации. 

При этом не стоит и преуменьшать заслуги экс-мэра. Развитие инфраструктуры, ремонт дорог, попытка выстроить диалог с уфимцами, более того, сформировать уфимскую городскую идентичность - все это достойно уважения и характеризует бывшего градоначальника, как управленца, ориентированного на долгосрочное развитие Уфы.

И не отменяет факта, что Ирек Ялалов оставался частью региональной политической элиты. Попытки местных оппозиционеров и так называемых московских экспертов «раскачать лодку» во взаимоотношениях Хамитова и Ялалова так и не привели к успеху. Достаточно вспомнить, что почти в течении года местные пользователи соцсетей убеждали то ли своих читателей, то ли самих себя, что между главой республики и мэром Уфы непреодолимые противоречия и Хамитов вот-вот уйдёт в отставку, а Ялалов едва ли не главный кандидат на его место. К ним присоединялись и московские политологи, в том числе «широко известные в узких кругах». Например, в течении нескольких месяцев эту тему поднимал Евгений Минченко, который в своём рейтинге губернаторов относил Рустэма Хамитова в категорию кандидатов на отставку, объясняя это испорченными отношениями с мэром Уфы. Но на самом деле все эти персоны просто использовали имя Ялалова, чтобы раздробить региональную вертикаль власти. Ну а логика конфликта, предложенная г-ном Минченко, не выдерживает никакой критики. Если допустить что конфликт был, то тогда Хамитов вышел из него победителем и это усиливает именно главу республики. 

Но уйдем от домыслов, и чужих манипулятивных посылов и вернемся к реальности. На деле же всё оказалось куда более прозаично. Региональная власть избрала наиболее деликатный способ выйти из этой ситуации. А именно заменить мэра Уфы, но при этом сохранить его в системе региональной властной вертикали. Оптимальным вариантом здесь виделось поручить Иреку Ялалову работу в Совете Федерации, что и было сделано. Сам переход в верхнюю палату российского парламента был обставлен таким образом, что никаких сомнений в значимости экс-мэра для региональной политической системы не оставалось. Уфимский градоначальник активно участвовал в избирательной кампании на всех её этапах, был включён в первую тройку регионального списка «Единой России», присутствовал на многих крупных партийных мероприятиях. Причём зачастую Хамитов и Ялалов появлялись на публике вместе, что нетипично для людей, находящихся в неприязненных отношениях. Поэтому, давно пора признать, что никакого межличностного конфликта между Хамитовым и Ялаловым не было и нет, скорее были спорные ситуации между уфимской администрацией и правительством Башкирии. Но это не личный конфликт, а проблемы институционального взаимодействия – вполне привычная и обыкновенная вещь для любой политической системы.

 

Перезагрузка правительства

 

Но только переходом Ирека Ялалова в Совет Федерации кадровая перезагрузка в республике не закончилась. На минувшей неделе глава Башкирии подписал сразу несколько указов о новых назначениях в региональном правительстве. 

Так, заместителем премьер-министра вместо Николая Хорошилова, ушедшего в законодательную власть, был назначен Фанзиль Чингизов. Он будет курировать сферы образования и культуры. Ранее г-н Чингизов семь лет возглавлял администрацию Кармаскалинского района РБ. Впрочем, у нового вице-премьера есть и опыт работы в системе образования – в 2009-2011 годах он уже трудился в правительстве Башкирии, возглавлял отдел развития гуманитарной сферы, молодежной политики и спорта.  

Другим указом на должность министра молодёжной политики и спорта Башкортостана вместо ставшего депутатом Андрея Иванюты назначен Руслан Хабибов. До этого г-н Хабибов несколько лет занимал пост заместителя министра в этом же ведомстве.

Собственно, ничего удивительного в этих назначениях нет. Чингизов проявил себя как хороший муниципальный руководитель, а, как известно, в последнее время рекрутирование кадров в состав высшей региональной политической элиты зачастую идёт из числа эффективных администраторов в муниципалитетах. В этом отношении, г-н Чингизов идеально вписывается в эту модель.

Что касается Руслана Хабибова, то он не был замешан в скандалах или коррупционных схемах. Претензий к его работе в качестве заместителя тоже не озвучивалось. Вероятно, кандидатура Хабибова была рекомендована бывшим министром спорта и молодёжной политики Андреем Иванютой, перешедшим на работу в Курултай. Да, г-н Хабибов не слишком хорошо известен в республике. Но, положа руку на сердце, у нас ведь и министры зачастую непубличные фигуры. Большинство из них жители Башкирии знать не знают. 

На наш взгляд, здесь важнее другое. Дело не в персоналиях Чингизова и Хабибова – понятно, что будут и другие назначения. В частности, пока нет окончательной ясности, кто заменит Риду Субхангулову в министерстве финансов и Сергея Афонина в министерстве ЖКХ - они покинули свои посты, получив депутатские мандаты Курултая РБ. Но зато предельно ясно, что Рустэм Хамитов собирает новый состав правительства. Думаем, что это не имело бы смысла, если бы Хамитов не собирался пойти на новый срок. Действительно, зачем обновлять правительство, если ты сам собираешься уйти, а новый руководитель в любом случае предложит свой вариант состава региональной исполнительной власти? Скорее всего, Хамитов обновляет правительство именно потому, что собирается с ним идти на перевыборы и полагает, что новый состав будет более эффективен.

 

Курултай: обновление без изменений

 

Вполне логично, что наиболее существенные кадровые изменения коснулись башкирского парламента, ведь его состав изменился почти на две трети. Естественно, что это привело и к назначению новых людей на ключевые парламентские должности. Впрочем, главная должность, спикера Курултая, осталась всё в тех же руках – Константин Толкачёвбыл избран председателем парламента в пятый раз. 

Вице-спикерами стали Рустам Ишмухаметови Эльвира Аиткулова. Оба политика уже имеют существенный опыт работы в законодательной власти, а г-н Ишмухаметов работал даже в стенах Государственной Думы, и в перспективе вполне мог бы рассматриваться как преемник г-на Толкачева. Ещё один вице-спикер остался прежним – коммунист Вадим Старов, который зарекомендовал себя, как один из вменяемых и грамотных в региональном отделении КПРФ. Так что его назначение вполне понятно.

Тем не менее, без скандала не обошлось. Представитель ЛДПР Вячеслав Рябов задал на первом заседании вопрос, почему другие фракции (ЛДПР и «Справедливая Россия») лишены возможности выдвинуть своих кандидатов в вице-спикеры, но ответа так и не получил.

Скорее всего, оппозиция недовольна и распределением мест в комитетах башкирского парламента, которых в республиканском парламенте нового созыва стало восемь и все эти посты, а также должности замов оплачиваются государством. 

В итоге комитет по госстроительству, правопорядку и судебным вопросам возглавил экс-руководитель администрации главы Башкирии Владимир Нагорный, попавший в парламент от партии «Патриоты России». Одним из его заместителей станет лидер башкирских «эсеров» Юрий Игнатьев. Комитетом по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и СМИ будет руководить бывший министр ЖКХ Сергей Афонин. Среди его заместителей – первый секретарь КПРФ в Башкирии Юнир Кутлугужин. Комитет по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям возглавила экс-глава минфина РБ Рида Субханкулова. Оба её заместителя представляют оппозицию. Это коммунист Ильгам Галин, а также бывший депутат уфимского горсовета либерал-демократ Вячеслав Рябов. Главой комитета по промышленности, инновационному развитию, торговле, предпринимательству и туризму будет бывший первый замминистра промышленности Халил Рахимов. Этот комитет полностью достался «Единой России». Так же обстоят дела и с комитетом по жилищной политике и инфраструктурному развитию. Его новым председателем стал бывший вице-премьер Николай Хорошилов. Комитетом по аграрным вопросам, экологии и природопользованию будет руководить бывший глава Зианчуринского района Альфарис Байчурин. Его заместителем станет уже опытный политик, лидер регионального отделения «Зеленых» Руфина Шагапова. Комитет по образованию, культуре, молодежной политике и спорту возглавил теперь уже бывший ректор БГПУ Раиль Асадуллин. Кстати, его заместителем стал экс-министр молодёжной политики и спорта Андрей Иванюта. Комитетом по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов будет руководить Салават Харрасов.  

Таким образом, оппозиционным партиям не досталось ни одного комитета в своё руководство. А, например, в Государственной Думе при аналогичной пропорции депутатов оппозиция сумела получить часть комитетов. Думается, что это ещё будет предметом претензий к «Единой России» со стороны других фракций.

Вместе с тем, ожидаемо было, что бывшие высокопоставленные члены правительства возглавят профильные комитеты. Но и это коснулось не всех. Андрей Иванюта получил лишь должность зама. Объяснение здесь простое: политическое влияние бывшего ректора БГПУ Асадуллина ничуть не меньше, чем у Андрея Иванюты, а «образовательный» комитет один. А Сергей Афонин будет заниматься местным самоуправлением, к которому он раньше прямого отношения не имел, но здесь та же ситуация. Председательство над комитетом по жилищной политике уже занял имеющий больший номенклатурный вес Николай Хорошилов. 

Итак, последние изменения в правительстве и парламенте, а, тем более, уход со своего поста мэра Уфы Ирека Ялалова свидетельствуют, что мы наблюдаем формирование новой властной конфигурации в Башкирии.  Эта конфигурация, конечно, будет ориентирована на выборы главы Башкирии, которые состоятся следующей осенью. Насколько предложенный вариант переформатирования политического пространства окажется удачным и востребованным, скоро узнаем. 

Сегодня проигранные властью губернаторские выборы в четырех регионах страны, а также осенний губернаторопад – объективная реальность. Власть понимает необходимость замены некоторых глав регионов, однако плодить сущности в виде тотальных перевыборов также не будет. Поэтому, скорее всего, логика АП РФ будет простой: губернаторы, к которым нет претензий у силовиков и с высоким уровнем доверия населения, получат шанс на переизбрание. Безусловно, последнее слово остается за президентом и здесь всем губернаторам нужно заручаться поддержкой его ближайшего окружения. Конечно, гарантировать свое переизбрание не может никто, однако есть объективные предпосылки и есть так называемое «мнения экспертов» создающие, в лучшем случае, инфоповоды и порождающие слухи. А объективные предпосылки таковы, что Башкортостан – слишком сложный регион для того, чтобы в нынешних социально-экономических условиях начинать здесь эксперименты. Уровень управляемости регионом - высокий и вряд ли федеральный центр захочет экспериментировать на этот счет.  

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты