Стадион

Деспонсоризация хоккея. «Салават Юлаев» испытывает проблемы с финансированием

30.08.2020 Алексей ГОРЮНОВ
Директор хоккейной школы "Салавата Юлаева" на встрече с родителями воспитанников рассказал о том, что "Салават Юлаев" испытывает проблемы с финансированием, после того как "Башнефть" прекратила выделять средства. Громом среди ясного неба эта новость на стала - различной достоверности слухи не однажды муссировались в средствах массовой информации. Писало о проблемах башкирского хоккея и наше издание. Если вы чего-то не знали о финансировании республиканского спорта №1 - восполним пробелы.

Как финансировался хоккей?

 

С 2017 года "Башнефть", входящая в структуру "Роснефти", выделяла целевой грант на социальные нужды республики, который поступал в республиканский фонд социальных целевых программ. Это было результатом договорённости между предыдущим главой республики и "Роснефтью" во время продажи государственной доли "Башнефти". "Коммерсантъ" озвучивал цифру в 4 млрд рублей, из которых 2,2 млрд предназначались хоккейной вертикали "Салавата Юлаева". Уфимский клуб с его инфраструктурой, главной, молодежной, женской командами и хоккейной школой. Нефтекамский "Торос", его школа и инфраструктура.

На другие цели эти средства направить было невозможно, спонсор жёстко контролировал целевое расходование своих средств, в том числе и внутри хоккейного клуба. Не следует путать целевой грант и фонд соцпрограмм с республиканскими дивидендами от акций "Башнефти", поступающими в Региональный фонд. Это разные деньги и разные фонды. Башкортостану есть куда потратить свою долю доходов от "нефтянки" и помимо хоккея.

 

Когда начались проблемы и почему?

 

Нефтяники в одностороннем порядке и без предупреждения отказались от финансирования хоккея с начала 2020 года. Деньги просто перестали поступать в фонд. Никаких объяснений, насколько нам известно, не последовало. В "Башнефти" пожимали плечами и кивали на головную компанию, откуда прежде и поступали распоряжения на выделение средств. "Роснефть" отмалчивалась, но своё финансирование другого хоккейного клуба, столичного ЦСКА, не прекращала. Что послужило причиной - можно только гадать. Несмотря на финансово успешный для нефтяной отрасли 2019 год, 2020-й обещал быть ненастным еще до начала пандемии. Возможно, столичные управленцы решили, что это хороший повод оптимизировать расходы и заранее избавиться от социальной нагрузки в Башкирии. Хоккейная вертикаль немедленно ощутила нехватку средств.

В ожидании новостей "Салават Юлаев" вынужден был в разгар сезона как-то выкручиваться и одалживаться, чтобы выполнять свои финансовые обязательства и продолжать деятельность. Сезон был кое-как завершён, хотя небольшие задолженности перед игроками за март и апрель имели место быть. Республиканские власти нашли возможность закрыть эти обязательства из каких-то других источников, но даже такие временные трудности в новейшей истории уфимского хоккея - форменный нонсенс.

 

Когда такое было?

 

В последний и единственный раз за минувшее десятилетие хоккеистам в Уфе задерживали зарплату в 2015-м, когда от финансирования клуба отказался благотворительный фонд "Урал", финансовые возможности которого пострадали как раз в результате деприватизации "Башнефти". Тогда и возникла договоренность между республикой и нефтяной компанией о поддержке спорта и других важных программ. Выполнение этих обязательств подтвердила и "Роснефть", выкупив государственный пакет акций в 2017-м. Впрочем, были ли эти договорённости закреплены документально или декларировались на словах, до сих пор неизвестно, поскольку текст договора так и не был обнародован. Как бы то ни было, несколько миллиардов рублей помимо дивидендов и налогов в масштабах нефтяного бизнеса - небольшая плата нефтяной корпорации за эксплуатацию крупнейшего нефтеперерабатывающего комплекса страны, который создавался поколениями наших с вами отцов и дедов. Небольшая ежегодная компенсация за экологию республики, которой наносит неизбежный ущерб деятельность нефтяников. Просто для сравнения: по данным того же "Коммерсанта" на свои благотворительные программы "Роснефть" потратила в 2016 году 14 млрд рублей, а в прошлом году, по неофициальным данным, хоккейный ЦСКА, существующий на деньги "Роснефти", только на одни зарплаты игроков основной команды истратил столько, сколько "Башнефть" выделяла на весь хоккей в Башкирии.

"Нефтянка" для республики - больше, чем комплекс заводов, сеть заправок и нефтяные месторождения в Сибири. Это достояние республики и его социальную роль трудно переоценить. Благотворительная деятельность всегда была важным делом для компании, и отказ от неё вызовет крайне негативную реакцию в обществе. В том числе и у многотысячной армии поклонников "Салавата Юлаева". Пять лет назад любители хоккея уже выходили на митинг и демонстрировали своё беспокойство за судьбу любимого клуба.

Тогдашний министр спорта Андрей Иванюта пообщался с людьми и обещал благополучное для "Салавата Юлаева" разрешение сложной ситуации. В 2015-м тогдашние власти республики смогли договориться с нефтяниками. У нынешних это пока не получается.

 

Какова ситуация сейчас?

 

На дворе конец августа, а новостей о финансировании до сих пор нет, хотя до старта нового сезона остались считанные дни. Республиканские власти смогли выделить часть необходимых средств из каких-то бюджетных или внебюджетных фондов. Пригодились клубу и антиковидные экономические меры, предпринятые государством. Лето прошло относительно спокойно, банкротства хоккейного клуба не случилось, несмотря на то, что ситуацию усугубили финансовые потери от незавершенного сезона. Клуб вынужден идти на непопулярные меры: поднимать цены на билеты, вводить пусть небольшую, но плату за обучение в спортивной школе и экономить на всём, что не скажется на спортивных результатах прямо сейчас. При этом мы прекрасно понимаем, что всё это - временные меры. Невозможно бесконечно ставить заплаты на расползающийся, как тришкин кафтан, клубный бюджет.

Хоккейный клуб восемь месяцев не выносил свои финансовые проблемы в публичную сферу, терпеливо ожидая адекватных шагов спонсора. Положение, очевидно, становится совсем отчаянным, если директор СДЮШОР "Салавата Юлаева" Олег Васильев в прямом эфире видеотрансляции, выступая перед родителями, наконец озвучил то, о чем слухи ходили уже давно.

 

К чему всё идет?

 

Хоккей нуждается в стабильном источнике финансирования. Повесить недешёвое удовольствие на региональный бюджет - выход не самый лучший. Республиканская казна не бездонна и средства придётся забирать у других, не менее социально значимых направлений. Поиски другого щедрого спонсора займут немало времени, и в нынешней экономической ситуации счастливый финал никто гарантировать не может. Все крупные республиканские налогоплательщики в наши дни принадлежат холдингам, чьи головные компании располагаются за пределами Башкортостана и финансировать социальные нужды республики не горят желанием. Между тем рост социальной напряжённости и недовольства уже вылился в один крупномасштабный конфликт, который до сих пор окончательно не погашен. Нужен ли Башкирии и стране в целом новый очаг недовольства, который неизбежно возникнет в случае окончательного дефолта "Салавата Юлаева" - одного из главных символов республики, флагмана башкирского спорта? "Башнефть" тоже один из символов республики, и именно от них мы вправе ждать правильных выводов и решений.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты