Стадион

«Салават Юлаев» начинает новый поход за Кубком Гагарина

02.09.2021 Алексей ГОРЮНОВ
В отечественном хоккее завершилась подготовка к чемпионату. Вчера был сыгран стартовый матч сезона 2021/2022, а уже завтра своё выступление начинает и уфимский клуб. Самое важное, что мы за лето узнали о "Салавате Юлаеве" образца грядущего сезона, - в нашем обзоре.

В ходе предсезонной подготовки "Салават Юлаев" принял участие в двух турнирах и сыграл два контрольных матча. На домашнем турнире уфимцы стали вторыми, на более представительном турнире в Казани заняли последнее место. В общей сложности "юлаевцы" выиграли четыре матча и пять проиграли. Заброшено уфимцами 33 шайбы, пропущена 31. Как видите, баланс побед и поражений отрицательный, а с шайбами обстоит наоборот. Однако все эти цифры сами по себе мало что значат. Каждая команда готовится к сезону по собственной системе, все находятся в разном состоянии и преследуют на турнирах разные цели. Летом важны не спортивные результаты. На что же стоит обратить внимание?

 

Врачебная тайна

 

У команды очень высок для предсезонного периода показатель травматичности. Собственно, мы уже писали о медицинских проблемах "Салавата Юлаева" накануне турнира в Казани. Тогда в лазарете башкирской команды оказалось сразу восемь хоккеистов, и ситуация к началу чемпионата не сильно изменилась к лучшему. Вернулись в строй все финны, а получившие повреждения по ходу казанского турнира Алалыкин, Пименов и Науменков успевают вернуться в строй. В остальном всё непросто. Ни разу за лето не увидели мы на льду новичка команды Виктора Тихонова, который на данный момент катается отдельно от команды по индивидуальной программе. В какой роли видит его главный тренер - так и остается тайной. Точно также пропустили весь август Владислав Картаев и Пётр Хохряков. Только под самый конец подготовки вернулся в строй Сакари Маннинен. На долгий срок выбыл из строя Родион Амиров.

В таких условиях о формировании оптимальных игровых сочетаний можно только мечтать. Дошло до того, что в одном из казанских матчей пришлось молодого защитника Ильдана Газимова перепрофилировать в нападающего. Сейчас тренерскому штабу предстоит прямо на ходу искать оптимальные сочетания и приводить к единому знаменателю игроков в разном физическом состоянии после травм. А осень предстоит напряженная, о чём не устаёт вспоминать в каждом интервью главный тренер уфимцев. В сентябре у "Салавата" одиннадцать матчей, в октябре аж четырнадцать. Двадцать пять игровых дней за два месяца. О полноценном тренировочном процессе здесь говорить не приходится - настраивать сложный командный механизм предстоит без отрыва от игрового процесса, что неизбежно будет сказываться на результате. Если год назад по команде сильно ударила эпидемия COVID-19, в которой сложно кого-то винить, то сейчас у тренерского штаба проблемы вряд ли меньшего масштаба. Ошибок в тренировочном процессе тренерский штаб не признает, так что причины повышенного травматизма так и останутся врачебной тайной. По крайней мере, на данном этапе. Болельщикам остаётся надеяться, что подобные беды остались на предсезонке и эпидемия травм позади.

 

Главное богатство башкирского клуба

 

Впрочем, нет худа без добра. Переполненный лазарет уфимской команды дал возможность сполна наиграться собственной молодёжи. Многие из резервистов своим шансом воспользовались сполна и наглядно продемонстрировали, что вполне готовы занять место в основном составе прямо сейчас. Помимо Родиона Амирова, Шакира Мухамадуллина и Данила Башкирова, которые и в прошлом сезоне на регулярной основе играли за команду мастеров, ярко проявили себя Данил Алалыкин, Артём Пименов, Глеб Кузьмин, Алексей Пустозёров, Владислав Лукин. Тройка с Башкировым и Пустозёровым по краям и Пименовым или Алалыкиным в центре на двух турнирах выступила очень достойно и стабильно, уступив в результативности лишь ведущему звену Кадейкина и то лишь, пожалуй, потому, что старшие товарищи больше играли в большинстве. Егор Сучков и Данил Аймурзин тоже постепенно набираются практики и скоро смогут составить конкуренцию.

Меньше всего опыта на таком уровне имела группа защитников из "Тороса", но и они отрезками демонстрировали хороший хоккей, достойный ближайшего резерва. Самое время порадоваться за уфимскую молодёжь и её несомненный прогресс, но память коварно подсказывает, как в прошлом году заменившую лидеров молодёжь моментально растолкали обратно по фарм-командам, стоило лишь появиться на горизонте выздоравливающим. Вернувшийся с больничного Томи Ламса пренебрёг даже казавшимся вполне оправданным постепенным вводом в строй переболевших "коронавирусом" хоккеистов, что стоило команде, как минимум, нескольких очков. Подобные примеры не дают до конца поверить в игровую практику для молодёжи, несмотря на то, что в кулуарах руководители клуба заверяют, что они в этом заинтересованы.

Между тем собственная талантливая молодёжь - это главная ценность нынешнего "Салавата Юлаева". Чтобы не впадать в излишний пафос, не будем говорить сейчас о клубном патриотизме и максимальной мотивированности молодёжи, хотя это всё имеет место быть. Обратимся к материям сугубо практическим. Наличие в ростере команды пятёрки молодых игроков, способных выполнять стоящие перед командой задачи наравне с лидерами, это просто подарок для менеджмента. Помимо того, что контракты игроков до 21 года не попадают под потолок зарплат, их контрактные запросы ещё долго не сравняются с суммами в договорах состоявшихся хоккеистов, приглашенных со стороны. Привлечение в состав молодёжи - это единственная по-настоящему легальная лазейка для клубов, чтобы разгрузить собственную платёжку. Свободное место под потолком даёт клубу возможность оперировать освобождающимися финансами на рынке, приглашая более качественных игроков в самом расцвете. Это будет особенно важно на следующий год, когда у многих дорогостоящих игроков "Салавата" закончатся контракты и придёт время перестройки команды.

В конце концов, играющая в КХЛ молодёжь - это будущее команды, её завтрашний день. Да, некоторые уедут за океан, но другие останутся и этим парням со временем предстоит стать костяком, вокруг которого будет строиться команда в ближайшие годы. Это понимают во всех самых серьёзных клубах страны и с разным успехом, но молодёжь появляется у всех лидеров. А где-то они уже на ведущих ролях.

К сожалению, хоккейная школа - не заводской конвейер, каждый год выдающий клубу пачку талантливых ребят. Поэтому нынешнее молодое поколение, богатое на способных хоккеистов, необходимо не потерять и запустить на орбиту КХЛ как можно эффективнее. Нужно отдать должное клубному руководству, которое в последние пару лет очень активно подводило к главной команде самых способных через практику в МХЛ и ВХЛ. Хватало у клуба неудачных трансферов и спорных решений, но на этом направлении "Салават" работал лучше прежнего. Осталось сделать последний шаг, без которого вся эта кропотливая работа не будет иметь смысла. Перестать бояться и довериться этим ребятам. Они не подведут и всё окупится сторицей.

 

В бой идут одни «старики»

 

В одноимённом фильме о войне "стариками" звали парней 19-20 лет. Боевые потери истребителей были так велики, что выжившие в нескольких воздушных схватках лётчики уже считались опытными ветеранами. Спорт, конечно, не война, но в хоккее "старики" - это тоже не согбенные годами седые старцы. Продуктивный век профессионала недолог, и после 30-ти редкий хоккеист сохраняет свои сильные качества в лучшем виде. Чаще всего в ближайшие пять лет спортсмен уже "едет с ярмарки", если говорить о полевых игроках. Защитники, как правило, держатся подольше, нападающие сдают быстрее. Неизбежно дают о себе знать травмы и запредельные нагрузки. Разумеется, есть и исключения, но о таких все знают и перечислить их можно, не задействуя пальцев второй руки. Такова реальность.

Сразу стоит оговориться, что к каждому в отдельности возрастному хоккеисту нет никаких претензий и никаких вопросов. Они действительно могут многому научить более молодых партнёров, выйти на лёд и помочь в сложной ситуации, используя свой большой опыт и мастерство. Именно от них зависит атмосфера в команде. Опытные ветераны должны быть в каждой команде, но во всём требуется знать меру. Бессмысленно заявлять в чемпионат КХЛ команду МХЛ. Не менее непродуктивно и выставлять слишком возрастную команду. А "Салават Юлаев" нынешним летом заполучил только одного полевого игрока, которому не исполнилось 30-ти - Сергея Шмелёва. Остальные пятеро - за тридцать. "Салават" и расстался с несколькими игроками из этой возрастной категории, но омоложением селекцию клуба никак не назовешь.

Судите сами: из девяти основных защитников больше половины миновали тридцатилетний рубеж, некоторые довольно давно. В атаке лишь шестеро находятся в самом расцвете - от 25 до 30 лет. Остальные либо молодёжь, либо тоже перевалили за тридцатник. К чему такие крайности? Башкирская команда, судя по всему, в грядущем сезоне будет самой возрастной в лиге и это несмотря на внушительное количество совсем молодых хоккеистов. Автор долго пытался припомнить успешные команды, где играло бы много ветеранов, но так и не смог. Может быть, наши читатели знают подобные примеры? Повторимся, никаких претензий к самим хоккеистам нет, они могут быть в прекрасной форме и готовы биться за команду, но на длинной дистанции сезона такая селекция себя вряд ли оправдает.

Генеральный директор клуба Ринат Баширов объясняет большое число возрастных игроков наличием молодёжи, но здесь позволим себе с ним не согласиться. Выше мы говорили о свободе маневра, которую имеет клуб с молодёжью в составе. У "Салавата Юлаева" эта молодёжь есть, была свобода маневра, но селекционное подразделение почему-то сосредоточилось на игроках, лучшие и самые продуктивные годы у которых уже позади. Разве не полезнее молодежи играть рядом с мастерами в самом расцвете сил? Вчерашние юниоры скорее будут тянуться за яркими и результативными финнами, чем брать пример с Николая Кулёмина или Степана Санникова.

Чем больше в команде игроков, что называется, в самом соку, тем команда боеспособнее. С этим трудно спорить. Почему же уфимский менеджмент в последнее время работает так, словно последняя версия хоккейного симулятора на их игровых консолях года примерно 2015-го? Иначе сложно объяснить, почему "Салават" охотно приглашает в таких количествах игроков, которые в последние годы играют гораздо слабее своих возможностей и не востребованы другими клубами. Когда в прошлом году в Уфу перебрались Евгений Бирюков, которому в родном Магнитогорске предлагали закончить карьеру, не нашедший общего языка с тренерами в предыдущих клубах Дмитрий Коробов и списанный на берег прямо по ходу сезона Джефф Плэтт, беспокоиться казалось преждевременно. Команда способна переварить небольшое число подобных хоккеистов. Но этим летом приобретение неприкаянных хоккеистов оказалось в приоритете. В "Салавате" оказался Степан Санников, проваливший прошлый сезон в "Сибири", где громко заявил о себе несколько лет назад. Состоялось третье пришествие в "Салават" Андрея Зубарева, для которого минувший сезон также сложился крайне неудачно. Наконец прибыл Николай Кулёмин, половину прошедшего сезона боровшийся с тяжелой травмой. Лучшие годы его прошли за океаном, а в родном "Металлурге" в последнее время игру данного хоккеиста не поминал крепким словом только равнодушный. Да и Виктор Тихонов последнее время уже не тот, кто становился лучшим бомбардиром чемпионата мира в 2014-м. Каждый из упомянутых хоккеистов по отдельности может пригодиться "Салавату" в той или иной роли, но общая тенденция формирования команды выглядит более чем странной. Вряд ли кто-то в самых смелых мечтах может представить, что в "Салавате" все скопом обретут второе дыхание и реанимируют закатывающуюся карьеру с уфимским треугольником на груди.

Похоже, всё дело в том, что "Салават Юлаев" просто не решается бороться за игроков, на которых существует серьёзный спрос на трансферном рынке. Свободных игроков в самом расцвете на рынок выходит немного и за них немедленно разворачивается активная борьба менеджеров ведущих клубов. Ринат Баширов на предсезонной пресс-конференции признал, что "Салават" выиграл конкуренцию лишь за одного игрока - Динара Хафизуллина. С подписанием остальных контрактов проблем не возникало. Если ты можешь откопать бриллиант там, где никто не ищет, и не участвовать в общей гонке - ради бога. Честь тебе и хвала. Но собирать лишь игроков, которые другим не нужны - это не стратегия победителей. В прошлом сезоне подобным образом обожглись в московском "Спартаке". Это стоило работы всему менеджменту клуба и главному тренеру Олегу Знарку. "Салават Юлаев" зачем-то стремится наступить на чужие грабли.

 

Вратарский вопрос

 

О чем в Уфе давно не беспокоились всерьез, так это о последнем рубеже. Юха Метсола если и демонстрировал спад, то не настолько критичный, и порой вновь выдавал великолепные отрезки, напоминающие первый сезон в Уфе. Именно тогда своей игрой он убедил уфимское руководство пойти на долгосрочные отношения с голкипером. Сейчас "Салават Юлаев" стал заложником своего решения. Не стоит торопиться обвинять менеджмент. Вы бы не поспешили привязать к себе голкипера, только что ставшего лучшим вратарём лиги? Тем более что в Уфе не видели такого надежного голкипера со времен Андрея Василевского. Вполне естественно, что в Уфе не захотели каждый год бороться за собственного вратаря с конкурентами и подписали "жирный" контракт сразу на три года. В клубе много внимания уделяли благополучию своего первого номера, дважды меняли тренера вратарей, в разгар пандемии провели целую спецоперацию по воссоединению скучающего финна с семьей, но постепенно игра Метсолы вызывала всё больше нареканий. Не секрет, что стать успешным в "Салавате", с его бесшабашным стилем, способен только особенный голкипер. Далеко за океаном Андрей Василевский год за годом демонстрирует, что он был именно таким. Юха Метсола не стал слабым вратарем, но перестал быть тем самым волшебником, способным регулярно выручать свою команду.

Всерьёз Уфа забеспокоилась, когда финский легионер на турнире в Казани начал пропускать по 5-6 шайб в трех матчах подряд. Безусловно, не все они были на его совести, но главную функцию - спасать свои владения - Юха перестал выполнять совсем. При этом не похоже, чтобы вратаря эти неудачи всерьез беспокоили, и есть подозрение, что он сильно снизил требования к себе. Уфимское руководство оказалось в тупике. Нужно что-то делать, но расторгать большой контракт и платить немаленькую неустойку, которая мертвым грузом повиснет на платёжной ведомости под потолком зарплат - не самый оптимальный выход. Тем более что на трансферном рынке свободных вратарей соответствующей квалификации в конце августа найти практически невозможно. Особенные голкиперы вообще штучный товар, поиски такого персонажа ведутся без спешки и шума. Искать за рубежом очередного кота в мешке большой риск, на котором в Уфе не раз обжигались. Остаться без первого номера на старте сезона - перспектива так себе. Александр Шарыченков недостаточно проверен, чтобы сходу доверить ему эту роль. Молодые вратари из системы клуба тоже не готовы к такому развитию событий - им недостаточно практики доставалось в "Торосе". С другой стороны, надеяться на такого Метсолу, каким он предстал в Казани, тоже нельзя. Распространившиеся по околохоккейным кругам слухи о поисках замены, очевидно, исходили из самого башкирского клуба, где рассчитывали этой угрозой вернуть голкиперу надлежащий тонус и мотивацию.

Вполне возможно, что мы торопимся и на этот раз, а проблемы Юхи Метсолы связаны с новшествами в предсезонной подготовке и канадскими методиками нового тренера вратарей Венсана Риндо. Если главная надежда Уфы последних лет не заиграет на прежнем уровне - у "Салавата Юлаева" будут большие проблемы. А что делать? Таковы риски долгосрочных контрактов, разрывать которые нужна серьезная решимость и возможность быстро найти замену.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты