Стадион

Сергей Карякин: «Если кто-то выступает под нейтральным флагом - не осуждаю»

28.03.2024 Вика ЗВЕРЕВА
Гроссмейстер, чемпион мира по быстрым шахматам и блицу Сергей Карякин побывал в Уфе. На этот раз шахматист не только ответил на вопросы, но и провел сеанс одновременной игры со всеми желающими, а также устроил большую автограф-сессию. Мероприятие получилось очень насыщенным и собрало немало взрослых и детей.

«С семи лет занимался по 7-8 часов в сутки»

 

Сергей пробыл в центре "Артерия" практически весь день. Интересно, что уфимцы активно задавали вопросы своему кумиру, тридцати минут живого общения с чемпионом им явно было мало. Как оказалось, это далеко не первый визит известного спортсмена в столицу Башкирии.

- Я уже был в Уфе несколько раз, здесь живет мой тренер Денис Хисматуллин. Сегодня он, к сожалению, не смог присутствовать. Я люблю Уфу, общаюсь с федерацией шахмат в Башкирии, мы на связи, - рассказал Сергей.

- Почему вы захотели шахматами заниматься, а не шашками, не нардами?

- Я умею и очень люблю играть в нарды. В любой момент и с любым человеком готов играть в нарды. В шашки играл с бабушкой и прабабушкой, но мне не настолько интересно было. Когда начал играть в шахматы, мне стало нравиться, я получал удовольствие от игры, от самого процесса. Затем пошли первые успехи и уже остановиться было невозможно. Хотелось заниматься и побеждать. Почти уже 30 лет, страшно сказать, я в шахматах.

- В детстве вы ленились играть в шахматы?

- Да, конечно, я понимаю это чувство. Не всегда себя можно заставить заниматься шахматами. Иногда хочется просто пойти погулять, поиграть в футбол. Это значит, что нужно сделать перерыв и потом возвращаться. Самое главное, чтобы было желание, без него очень сложно заниматься.

- Вы успевали учиться в школе?

- Почему-то все всегда смеются над детскими вопросами, а они самые чёткие и важные. Нет, я не успевал полноценно ходить в школу, поэтому у меня был индивидуальный график посещения. Я дома делал задания и потом подходил в свободное время в школу и сдавал все. Но опять-таки это не всем подходит и не всегда это возможно. Важно индивидуально подходить к вопросу в зависимости от целей и от того, сколько ребенок готов заниматься шахматами.

- Любили ли в детстве решать задачи?

- Да, потому что это всегда вызов. Ты можешь попробовать большие задачи решить, какой-то этюд сложный в один или 2-3 хода. Я всегда получал от этого большое удовольствие и до сих пор даже люблю иногда порешать задачи.

- Какие дебюты любили играть в детстве?

 - Я всю жизнь белыми, е2е4 - мой любимый ход, он не менялся никогда.

- Сколько времени в день вы занимаетесь шахматами?

- Когда я был ребенком, то занимался очень много, сейчас уже гораздо меньше. Я начал играть в шахматы с пяти лет. С семи лет занимался по 7-8 часов в сутки.

 

«Есть определённые притеснения россиян»

 

- Кто для вас был самым сложным соперником?

- Однозначно Магнус Карлсен, потому что он чемпион мира. Нет ни у кого сомнения, что он сильнейший шахматист мира и по результатам, и по рейтингам. С ним всегда было сложно играть. Те разы, когда удавалось у него выиграть, это, конечно, самые запоминающиеся партии в моей жизни.

- Почему вы проиграли в матче с Магнусом Карлсеном?

- Что касается моего матча с Карлсеном, то это интересный был матч. Причём я лидировал, и Карлсен сказал, что это был самый сложный матч на первенстве мира из тех, что он играл, а он сыграл пять матчей. Проиграл я ему только в дополнительное время. В основное время мы сыграли вничью, поэтом - как смог. Когда Ян Непомнящий играл с Карлсеном, то он проиграл сразу с разгромным счетом. Что касается матча Непомнящего с Дином Лижэнем, там действительно не повезло, потому что были все шансы. Он должен был выиграть этот матч - все было в его руках. Корону в Китай отдавать было необязательно. Ну что уж тут сделаешь, шахматная история всегда полна неожиданностей и сюрпризов.

- Вы остановились в шаге от шахматной короны. Планируете ли продолжать движение в этом направлении?

- Это зависит не только от моего желания, но и от возможностей и политической обстановки в целом. Сейчас, к сожалению, есть определённые притеснения россиян. В лучшем случае, если ты хочешь участвовать в международных турнирах, ты это должен делать под флагом международной шахматной федерации, а не под флагом России. Я считаю, это неправильно. И плюс у меня была дисквалификация два года назад, когда меня отстранили тоже за мою позицию, поэтому просто нужно дождаться лучшего времени. А так, конечно, от самой идеи я не отказываюсь.

- Осуждаете ли вы шахматистов, которые выступают под флагом ФИДЕ? И как бы вы поступили, если бы у вас была возможность сыграть на матче первенства мира, но под флагом ФИДЕ?

- Что касается флага, то как минимум у меня была возможность выступать на чемпионатах мира по быстрым шахматам, по блицу и на Кубке мира, но я не захотел. Я думаю, что и матч на первенство мира ничем бы не отличался, потому что это моя позиция. Если кто-то выступает под нейтральным флагом, то я никого не осуждаю. Не люблю и не хочу никого осуждать, считаю это неправильным. Каждый сам принимает решение. Просто я для себя решение принял, кто-то может считать иначе. Я считаю, что в условиях специальной военной операции гораздо важнее и актуальнее быть со своей страной.

- Как отдыхаете после матчей?

- Действительно, очень важный момент - отдых между партиями. Ты можешь играть семь часов одну партию. Вечером освободился, а еще нужно поужинать, погулять, подготовиться к следующей партии и при этом перезагрузиться. Это целое искусство. Как правило, мне помогают длительные прогулки, они перезагружают мой мозг. Если, допустим, перед турниром я занимался активно спортом, то и во время турнира тоже стараюсь заниматься. Может быть, не настолько активно, чтобы силы остались на шахматы, но тем не менее.

 

«Путин не тот, кто играет по принципу «все или ничего»

 

- У вас есть перспективы на создание своей собственной шахматной книги?

- Уже есть мои решебники для детей, есть шахматная книга про мой матч с Магнусом Карлсеном. И ещё есть книга из моих избранных партий, но автор не я. Думаю, что когда буду посвободнее, то обязательно этим займусь. Это хорошее, правильное дело.

- Вы сейчас немного отошли от профессиональной карьеры, будете ли помогать Яну Непомнящему на предстоящем цикле, чтобы у него наконец-то все получилось?

- Ян в принципе неплохо и без меня справляется, поэтому я не думаю, что это возможно. В любом случае мне никто ничего не предлагал, поэтому мне нечего ответить.

- Вам до сих пор нравится заниматься шахматами?

-  На самом деле это очень важный вопрос. Невозможно заставить ребёнка или подростка заниматься тем, что ему не нравится, много часов каждый день. Если бы мне не нравились шахматы, то я однозначно не достиг бы тех успехов, которые у меня есть.

- В последние годы российские тренеры предпочитают готовить юниоров из других стран. Возможно ли сделать так, чтобы наши лучшие тренеры занимались с россиянами?

- Тренеры занимаются с иностранцами - это коммерческий рынок. Нужно мотивировать людей, потому что тренеры - это профессия, заработок. Но в целом я бы не сказал, что это тенденция. Знаю многих педагогов, которые занимаются с детьми и не всегда это так особо прибыльно. Но тренеры вкладывают душу и получают от этого удовольствие. Из больших примеров, наверное, это Владимир Крамник. Когда он завершил шахматную карьеру в статусе чемпиона мира, начал тренировать индусов. Индусы после этого стали показывать очень серьёзные результаты. И здесь, конечно, была недоработка федерации шахмат.

- Как вы оцениваете тактику и стратегию Владимира Путина на мировой шахматной доске?

- Владимир Путин точно не тот, кто сжигает мосты и играет по принципу "все или ничего". Он играет стратегически, продумывает свои действия на много ходов вперед и задействует всех людей, все возможности, пытаясь сделать так, чтобы каждый человек был полезен на своем посту и чтобы каждый мог помочь общему делу.

- Буквально на днях вы вернулись из Авдеевки. Поделитесь своими впечатлениями?

- Да, действительно, была поездка. Интересная, местами сложная, потому что это тяжёлое ощущение, ведь все здания там разрушены, нет ни одного неразрушенного окна. Но я считаю, что очень важно было взять Авдеевку, чтобы обстрелы Донецка прекратились и чтобы отбросить линию фронта. Были в поездке и опасные моменты, но в целом, слава богу, все хорошо.

 

«Очень полезно изучать партии всех чемпионов мира»

 

- Можете привести примеры удачной интеграции айти-технологий и шахмат?

- Да, действительно, шахматы с айти уже переплетаются. Совсем недавно, буквально пару дней назад мы подписали соглашение о партнёрстве с Ассоциацией промышленного майнинга, и теперь они поддерживают наш замечательный вид спорта. В частности, мои шахматные клубы. Что касается искусственного интеллекта, то в шахматах он появился не так давно, где-то года четыре назад, наверное, и очень быстро начал доминировать. И если раньше компьютерные программы просто как калькуляторы пересчитывали варианты, но это было неэффективно, потому что очень много было лишних, бессмысленных вариантов. Теперь же за счёт искусственного интеллекта отбрасываются все ненужные, глупые жертвы ферзя или какие-то ещё вещи, и можно концентрироваться на сильнейших предложениях. Несколько лет назад это был большой скачок вперёд и я вижу, что теперь все шахматисты пользуются подобными движками.

- Как относитесь к деятельности Крамника по поводу борьбы с читерством?

- Это наболевший вопрос. Знаю об этом, потому что сам одно время, особенно в пандемию, участвовал в онлайн-турнирах и каждый раз сталкивался с читерством. Особенно это касается турниров, где есть возможность побороться за призы денежные. Все читеры туда стекаются. Правда, есть ощущение, что это борьба с ветряными мельницам. Платформы сами должны регулировать это и более строго наказывать. Если доказано, что кто-то обманывал, значит, его надо дисквалифицировать хотя бы на какое-то время. А так читеров просто прощают и дальше это все повторяется.

- Посоветуйте ваши любимые книги, которые были бы полезны детям-шахматистам.

- Я помню, когда мне было семь лет, я уже добился определённых успехов. Но в какой-то момент началась стагнация, мы не понимали, над чем работать и что делать. И в этот момент мой папа предложил изучить эндшпиль, потому что в эндшпиле у меня были провалы. Я не знал, что нужно делать, как поступать. Я изучил все книги Юрия Авербаха, и после этого у меня произошёл огромный шахматный скачок, значительно сильнее начал играть. Именно поэтому я рекомендую книги по эндшпилю Авербаха, а также все книги Марка Дворецкого. Это основное, мне кажется. Ещё помню, что мне очень нравились книги Александра Алёхина. Ну и в целом я считаю, что очень полезно изучать партии всех чемпионов мира. Про любого чемпиона мира можете просто читать книги, изучать партии и точно не промахнетесь.

 

«Можем наблюдать тенденцию изменения шахмат»

 

- Как привлечь внимание местных спорткомитетов и чиновников, чтобы они помогали талантливым детям ездить на соревнования, потому что сейчас поездки осуществляются за счет родителей?

-  Это всегда проблема, потому что все очень сильно упирается в деньги. Я сам это знаю, поскольку возглавляю Федерацию шахмат Московской области. Знаю, что бывает очень непросто, спонсоры сегодня есть, а завтра их нет. Какие-то расходы приходится самому покрывать, но все покрыть невозможно, нужна системная работа. Мы стараемся это делать, но, тем не менее, все равно всем помочь не получается. Я думаю, что чем талантливее ребёнок, тем у него больше шансов получить поддержку, и тем охотнее шахматная федерация и спонсоры будут его поддерживать.

- Есть ли какие-то идеи, наработки, чтобы показывать шахматные матчи по телевидению для популяризации этого спорта?

- Могу сказать, что уже был позитивный опыт. В прямом эфире на "Матч ТВ" показывали шахматный турнир, который назывался "Армагеддон", где мы играли блиц. На нас были надеты пульсометры, и в прямом эфире зрители могли наблюдать, как в зависимости от ситуации на доске у нас менялся пульс. Было много просмотров, и это всем понравилось. К сожалению, турнир не стал традиционным, хотя идея очень классная. Тут все зависит, мне кажется, от успехов. Я играл матч на первенстве мира и его тоже показывали в прямом эфире и это было здорово. Если кто-то сумеет вернуть шахматную корону или кто-то, допустим, придумает формат для шахматной передачи, то, конечно, это можно сделать. Телеканалы смотрят на рейтинги, и в принципе шахматы могли бы здесь найти свое место.

- Будут ли со временем появляться новые дебюты?

- На самом деле уже сейчас мы можем наблюдать тенденцию изменения шахмат. То есть сейчас шахматы не такие, как были 10, 20 и больше лет назад, потому что очень много появилось новых возможностей, новых вариантов. Благодаря компьютеру, который открыл новые горизонты, с одной стороны. С другой стороны, какие-то вещи он закрыл наоборот. То есть мы уже знаем, что так играть нельзя, как раньше. Именно поэтому очень выросла нагрузка на память. Классические шахматы стали гораздо сложнее, потому что у всех сильные компьютеры, все хорошо знают теорию. Я думаю, что будущее за тем, что будет больше турниров быстрых шахмат и блиц, а также иногда, может быть, будут проводиться турниры по фишеровским шахматам.

- Когда вернём корону?

- Не знаю, думаю, что это вряд ли будет в ближайшее время. Нужно молодёжь растить и тогда вернём.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты