«БеспринцЫпные чтения» вывели на уфимскую сцену авторов одноразовых лиричных анекдотов
Цыпкин: «С ужасом перечитываю свою первую книгу»
Однако Цыпкин решил по-другому: чего прозябать в онлайне и ограничиваться изданием книжек, когда можно выйти в офлайн – собрать публику, да еще и заработать на этом. По крайней мере пока рассказы Цыпкина популярны. Ведь мода – вещь капризная: сегодня ты автор бестселлеров, а завтра твое имя будут вспоминать с трудом.
- Проект появился три года назад, - рассказал Цыпкин на встрече с уфимскими поклонниками перед концертом. - Сначала я написал несколько рассказов в фейсбуке, совершенно не претендуя на какие-либо писательские лавры. Так получилось, что издательство собрало рассказы в книжку, книжка стала в некоторой степени бестселлером. Я понял, что отечественные тиражи книг — вообще не про то, чтобы хоть кто-то узнал, о чем ты думаешь. Потому что тираж хорошей книги или романа, который получил литературную премию, - 15-20, ну 50 тысяч экземпляров на всю страну.
Однако Александр считает, что «книга с точки зрения донесения идей от автора к массовой аудитории перестала выполнять эту функцию».
- Вот, например, Максим Виторган сейчас ведет трансляцию в соцсетях – ее посмотрят больше, чем прочитают книгу тиражом в 50 тысяч экземпляров, - привел пример Цыпкин. - Соцсети открыли абсолютную свободу самовыражения. И не оставили ни одного шанса человеку пожаловаться на судьбу, если он не имеет творческого успеха. В советское время можно было сослаться на цензуру, в 90-е - на издателей, бизнес, деньги, критиков. Сегодня если текст по-настоящему хорош и автор его выкладывает в соцсети, к вечеру его знают миллионы. Это касается музыки, живописи – любого вида искусства.
По мнению автора проекта, «сеть дала право каждому обратиться к миллионам в любое удобное время».
- Каждый стал средством массовой информации, газетой, сайтом. Естественно, в сеть двинулось огромное количество людей и, в целом, конечно, произошла некая девальвация. Условно говоря, моя книжка в советское время не прошла бы – не цензуру, нет, она бы не прошла с точки зрения литературы – в ней огромное количество огрехов. Но так как на момент издания книжки у меня было очень много лайков, то я сказал ведущему издательству России, что ее нельзя редактировать, она уже гениальная. Сейчас, когда я перечитываю свою первую книгу, то в ужасе держусь за голову, потому что там такие детские ошибки!.. С другой стороны, она всё-таки вышла – в советское время она вообще бы не появилась. Поэтому я призываю всех открыть для себя - в любом возрасте - соцсети как способ представления своего творчества неограниченному количеству людей.
Александр рассказал, что сначала хотел сделать видеопроект для ютуба.
- Данила Козловский прочел рассказ «Томатный сок». Вдруг всем понравилось читать рассказы со сцены.
Виторган: «Использую соцсети, чтобы завестись, взбудоражиться»
Сейчас «БеспринцЫпные чтения» — это 200 выступлений в 12 странах мира и более 120 тысяч зрителей, 20 писателей и более 50 актеров.
В Уфе публику зазывали малоизвестным сериальным актером Дмитрием Чеботаревым и звездой мирового масштаба Ингеборгой Дапкунайте. Но участие узнаваемой актрисы приманкой для уфимцев не стало – билеты раскупались неохотно. Ближе к дате гастроли Ингеборгу заменила ее коллега Анна Михалкова, но до аншлага было далеко. Тогда организаторы сделали ход конем и придумали фишку с «секретным гостем», добавив в афишу Максима Виторгана. И вот тут зал начал заполняться. Поскольку всерьез говорить об успешной актерской карьере представителя известной династии было бы явным преувеличением, то, очевидно, свою роль сыграла свежая трагедия в личной жизни Виторгана. Поддержать морально и материально бывшего супруга Ксении Собчак пожелали многие уфимцы. А сердобольные гардеробщицы концертного зала, отдавая одежду зрителям, в открытую корчили сочувственные гримасы: «Ну как там Максим? Держится?». И единодушно изничтожали его экс-благоверную: «А что он хотел? Сразу было видно, что она такая. Профурсетка!».
Сам Максим на встрече с поклонниками проекта вел себя несколько нервно, не вылезая из телефона и неустанно транслируя все происходящее в сеть.
- Я иногда использую соцсети, чтобы как-то завестись, самому взбудоражиться, аккумулировать энергию, - признался он. - Честно говоря, порой эксплуатирую людей, провоцирую - они, бедные, ведутся, а я посмеиваюсь.
Цыпкин даже пошутил – давайте уже поскорее закончим с общением, и можно будет фотографироваться с Виторганом. Публика прохохоталась, но после беседы Максим действительно никак не мог отбиться от девушек, пожелавших сфоткаться с узнаваемым лицом. Актер смущался и краснел, но терпеливо становился частью сэлфи.
- Формат этих чтений захватил рынок, но для меня это загадка, - развел он руками. - Я не очень понимаю, что заставляет людей приходить и слушать. Но тем не менее это так.
Однако уфимцев на «чтения» привело не только чувство сострадания к «разведенцу» и модный литературно-театральный формат. Часть зрителей пришла поддержать своих – в каждом городе Цыпкин привлекает местных авторов. В Уфе их было трое, самым медийным из которых оказался околоспортивный предприниматель Адиль Юлдашев. Который давно имеет писательские амбиции и даже горит желанием издать книгу из одноразовых фейсбучных постов. А «БеспринцЫпные чтения» дали возможность его милому графоманству вылиться на большую сцену. А то что же: Цыпкину с его анекдотиками считаться писателем можно, а наши строчкогоны чем хуже?
- В этом году мы придумали Открытый фестиваль «БеспринцЫпных чтений», в рамках которого приглашаем на сцену авторов и актеров из принимающего нас города, - пояснил Цыпкин. - Задача простая – дать возможность заявить о себе через нашу площадку. Для нас этот проект – большой фан, развлечение, несмотря на то, что мы для этого выступаем каждый третий день. Все равно мы считаем, что создаем развлекательно-интеллектуальную грустно-веселую атмосферу, и что важно в нее приглашаем не только самих себя.
Адиль Юлдашев: «Я вообще не профессионал, я - детский врач»
Так, в Уфе к проекту присоединились блогеры Ася Габдуллина и Адиль Юлдашев.
- Рассказ Адиля, честно скажу, - такой мужской, что для меня это один из лучших рассказов, который я прочел за долгое время. Мне очень нравится и Асин рассказ, он такой, более женский.
Ася рассказала, что пишет рассказы «просто так», а ориентиром для нее служат два учителя писательского мастерства, чей вкус она не подвергает сомнению.
- В отличие от Аси я вообще не профессионал, у меня медицинское образование, я детский врач, - рассказал Адиль. - Сейчас работаю предпринимателем. Сначала писал для себя и выкладывал в сети. Потом начал замечать, что мои истории стали набирать большое количество лайков в фейсбуке, и один знакомый сказал, что есть такой конкурс-фестиваль. Мол, почему бы не послать свои произведения туда? Я отправил рассказы и в итоге прошел.
Сам Александр Цыпкин и не скрывает, что «у проекта нет никаких принципов».
- Нам сыпятся тексты, мы читаем-читаем. Что-то понравилось — взяли. Нет никакой отборочной комиссии, коррупции нет — представляете? Соответственно, если нет никаких принципов, значит и нет никаких на нас обид. Мы не ищем больших литературных преимуществ, потому что я точно не являюсь автором, которого будут изучать с точки зрения литературы. С точки зрения авантюризма, доброго мошенничества — безусловно. Отобранные нами авторы пишут современным, интересным, внятным языком очень короткие, очень живые истории. Потому что для того, чтобы слушать человека с листком бумаги в зале два часа, история должна быть очень живая. Минимум описания, максимум действия и с возможностью спроецировать на себя эту ситуацию.
В итоге уфимцы услышали что-то среднее между Задорновым и Гришковцом – весело-лиричное «про жизнь». «Ах, как вкусно написано!», «какое приятное послевкусие!», - любят дежурно восторгаться в комментариях к таким постам экзальтированные фейсбучные барышни. Действительно, для постов в личном аккаунте – очень даже мило, да даже и для книги ничего, но только для такой – на разок. Как анекдот, который второй раз слушать вряд ли захочется – уже не смешно.
- Я длительное время работал большим руководителем крупной корпорации в Петербурге, - вспоминает Цыпкин. - У меня была мечта – заниматься маленькой творческой работой, буквально по чуть-чуть. Поэтому когда мне удавалось помочь написать пару строчек в сценарии – бесплатно, конечно – или сделать интервью с актером, я обычно занимался этим ночью, до утра. Сейчас я читаю рассказы со сцены, слушаю актеров, пишу сценарии и так далее. Иногда ночью бесплатно я пишу пресс-релизы про кефир. Все поменялось местами! Любое творчество становится рутиной так или иначе, поэтому в жизни нужно постоянно менять все, чем ты занимаешься, иначе ты перестаешь получать хоть какое-то удовольствие от процесса.
Чеботарев: «Не хватает артистов, работающих здесь и сейчас»
Постепенно разговор свелся к тому, как найти себя в актерской профессии – все-таки участниками встречи стали представитель этого творческого профсоюза.
- Недавно в какой-то полемике один театральный режиссер сказал, что не хватает артистов – мало институты выпускают, некого брать, - рассказал Дмитрий Чеботарев. -
Поднялась волна людей, которые начали писать, что все не так, о нас просто никто не знают и поэтому снимают одних и тех же. Тогда режиссер объявил эксперимент: дал месяц, чтобы ему все желающие прислали две пробы – драматическую и комедийную. Всех обещал отсмотреть, дать фидбэк. За месяц прислали около 750 писем. Огромный процент из этого числа прислали свои старые наработки двух-трехлетней давности – то есть они даже не пытались сделать что-то специально для этого эксперимента. Режиссер пытался доказать, что если ты хочешь, чтобы тебя услышали, ты должен работать здесь и сейчас, а не демонстрировать то, чем ты занимался три года назад. Не знаю, к чему этот эксперимент приведет.
Максим Виторган тоже считает, что в его профессии мало людей, готовых работать.
- Если мы говорим об интересной работе при одних и тех же деньгах, то в принципе нет никакой разницы, участвуешь ты в артхаусном проекте или мейнстриме, то есть массовость аудитории, на мой взгляд, роли не играет. Я знаю нескольких людей, которые ищут актеров на большие зарплаты в Москве, начинаются суммы от 50 тысяч и до 100. И не могут найти, но не потому, что нужна какая-то невероятная квалификация, а потому, что нет людей, готовых работать. На Западе люди с детства воспитываются так, что со школы находятся в жесткой конкурентной среде. Они буквально готовы выгрызать свое место. Думаю, нас это еще ждет.
Цыпкин придался ностальгическим воспоминаниям, как в свое время переехал из Петербурга в Москву.
- Для Петербурга это абсолютное грехопадение, - смеется он. - Это все, конец. А если, не дай бог, у тебя там еще и что-то получилось – дважды конец. Хорошая новость: в Петербург всегда можно вернуться и сказать, что Москва - это не мое.
Как выяснилось, и Ася, и Адиль в свое время жили в Петербурге, но в конечном счете осели в Уфе. Это натолкнуло Цыпкина на ещё одну мысль:
- Одна из проблем российского менталитета в том, что нас с детства учат, что нельзя отступать. Поступил на врача или юриста, ты понимаешь курсе на первом-втором, что это не твое, но ты должен сначала доучиться, защитить диссертацию, 20 лет промучиться и только потом имеешь право попроситься, скажем, в архитекторы. Та же история с городами: переехал куда-то – и все, сиди, пока не выгрыз там все. Замечательно, что ребята говорят: мне в Уфе хорошо. И скорее всего, здесь и правда гораздо лучше, чем в Москве. Отсутствие какого-то бесконечного электричества, которое сжирает тебя от начала до конца, - вот это замечательное ощущение здесь есть.
Сказанное, впрочем, заставило Максима Викторовна отметить, что из уст Цыпкина вырвалась ужасно популистская речь.