Арт-объект

«БеспринцЫпные чтения» вывели на уфимскую сцену авторов одноразовых лиричных анекдотов

24.04.2019 Артур ИСЛАМОВ
Автор модных книжек Александр Цыпкин привез в Уфу свой проект «БеспринцЫпные чтения». Это когда к вам в город приезжает пара-тройка актеров разной степени известности и читает рассказы этого самого Цыпкина. А еще литературные потуги демонстрирует кто-то из местных авторов – или лично, или устами узнаваемых лиц. Все это самодеятельное действо для пущей солидности именовалось «общероссийским литературно-театральным фестивалем», а само выступление гастролеров в ГКЗ «Башкортостан» – гала-концертом. Хотя все это так называемое творчество должно было умереть в соцсетях, где и зародилось.

Цыпкин: «С ужасом перечитываю свою первую книгу»

 

Однако Цыпкин решил по-другому: чего прозябать в онлайне и ограничиваться изданием книжек, когда можно выйти в офлайн – собрать публику, да еще и заработать на этом. По крайней мере пока рассказы Цыпкина популярны. Ведь мода – вещь капризная: сегодня ты автор бестселлеров, а завтра твое имя будут вспоминать с трудом.   

- Проект появился три года назад, - рассказал Цыпкин на встрече с уфимскими поклонниками перед концертом. - Сначала я написал несколько рассказов в фейсбуке, совершенно не претендуя на какие-либо писательские лавры. Так получилось, что издательство собрало рассказы в книжку, книжка стала в некоторой степени бестселлером. Я понял, что отечественные тиражи книг — вообще не про то, чтобы хоть кто-то узнал, о чем ты думаешь. Потому что тираж хорошей книги или романа, который получил литературную премию, - 15-20, ну 50 тысяч экземпляров на всю страну.

Однако Александр считает, что «книга с точки зрения донесения идей от автора к массовой аудитории перестала выполнять эту функцию».

- Вот, например, Максим Виторган сейчас ведет трансляцию в соцсетях – ее посмотрят больше, чем прочитают книгу тиражом в 50 тысяч экземпляров, - привел пример Цыпкин. - Соцсети открыли абсолютную свободу самовыражения. И не оставили ни одного шанса человеку пожаловаться на судьбу, если он не имеет творческого успеха. В советское время можно было сослаться на цензуру, в 90-е - на издателей, бизнес, деньги, критиков. Сегодня если текст по-настоящему хорош и автор его выкладывает в соцсети, к вечеру его знают миллионы. Это касается музыки, живописи – любого вида искусства.

По мнению автора проекта, «сеть дала право каждому обратиться к миллионам в любое удобное время».

- Каждый стал средством массовой информации, газетой, сайтом. Естественно, в сеть двинулось огромное количество людей и, в целом, конечно, произошла некая девальвация. Условно говоря, моя книжка в советское время не прошла бы – не цензуру, нет, она бы не прошла с точки зрения литературы – в ней огромное количество огрехов. Но так как на момент издания книжки у меня было очень много лайков, то я сказал ведущему издательству России, что ее нельзя редактировать, она уже гениальная. Сейчас, когда я перечитываю свою первую книгу, то в ужасе держусь за голову, потому что там такие детские ошибки!.. С другой стороны, она всё-таки вышла – в советское время она вообще бы не появилась. Поэтому я призываю всех открыть для себя - в любом возрасте - соцсети как способ представления своего творчества неограниченному количеству людей.

Александр рассказал, что сначала хотел сделать видеопроект для ютуба.

- Данила Козловский прочел рассказ «Томатный сок». Вдруг всем понравилось читать рассказы со сцены.

 

Виторган: «Использую соцсети, чтобы завестись, взбудоражиться»

 

Сейчас «БеспринцЫпные чтения» — это 200 выступлений в 12 странах мира и более 120 тысяч зрителей, 20 писателей и более 50 актеров.

В Уфе публику зазывали малоизвестным сериальным актером Дмитрием Чеботаревым и звездой мирового масштаба Ингеборгой Дапкунайте. Но участие узнаваемой актрисы приманкой для уфимцев не стало – билеты раскупались неохотно. Ближе к дате гастроли Ингеборгу заменила ее коллега Анна Михалкова, но до аншлага было далеко. Тогда организаторы сделали ход конем и придумали фишку с «секретным гостем», добавив в афишу Максима Виторгана. И вот тут зал начал заполняться. Поскольку всерьез говорить об успешной актерской карьере представителя известной династии было бы явным преувеличением, то, очевидно, свою роль сыграла свежая трагедия в личной жизни Виторгана. Поддержать морально и материально бывшего супруга Ксении Собчак пожелали многие уфимцы. А сердобольные гардеробщицы концертного зала, отдавая одежду зрителям, в открытую корчили сочувственные гримасы: «Ну как там Максим? Держится?». И единодушно изничтожали его экс-благоверную: «А что он хотел? Сразу было видно, что она такая. Профурсетка!».   

Сам Максим на встрече с поклонниками проекта вел себя несколько нервно, не вылезая из телефона и неустанно транслируя все происходящее в сеть.

- Я иногда использую соцсети, чтобы как-то завестись, самому взбудоражиться, аккумулировать энергию, - признался он. - Честно говоря, порой эксплуатирую людей, провоцирую - они, бедные, ведутся, а я посмеиваюсь.

Цыпкин даже пошутил – давайте уже поскорее закончим с общением, и можно будет фотографироваться с Виторганом. Публика прохохоталась, но после беседы Максим действительно никак не мог отбиться от девушек, пожелавших сфоткаться с узнаваемым лицом. Актер смущался и краснел, но терпеливо становился частью сэлфи.  

- Формат этих чтений захватил рынок, но для меня это загадка, - развел он руками. - Я не очень понимаю, что заставляет людей приходить и слушать. Но тем не менее это так.

Однако уфимцев на «чтения» привело не только чувство сострадания к «разведенцу» и модный литературно-театральный формат. Часть зрителей пришла поддержать своих – в каждом городе Цыпкин привлекает местных авторов. В Уфе их было трое, самым медийным из которых оказался околоспортивный предприниматель Адиль Юлдашев. Который давно имеет писательские амбиции и даже горит желанием издать книгу из одноразовых фейсбучных постов. А «БеспринцЫпные чтения» дали возможность его милому графоманству вылиться на большую сцену. А то что же: Цыпкину с его анекдотиками считаться писателем можно, а наши строчкогоны чем хуже?      

- В этом году мы придумали Открытый фестиваль «БеспринцЫпных чтений», в рамках которого приглашаем на сцену авторов и актеров из принимающего нас города, - пояснил Цыпкин. - Задача простая – дать возможность заявить о себе через нашу площадку. Для нас этот проект – большой фан, развлечение, несмотря на то, что мы для этого выступаем каждый третий день. Все равно мы считаем, что создаем развлекательно-интеллектуальную грустно-веселую атмосферу, и что важно в нее приглашаем не только самих себя.

 

Адиль Юлдашев: «Я вообще не профессионал, я - детский врач»

 

Так, в Уфе к проекту присоединились блогеры Ася Габдуллина и Адиль Юлдашев.

- Рассказ Адиля, честно скажу, - такой мужской, что для меня это один из лучших рассказов, который я прочел за долгое время. Мне очень нравится и Асин рассказ, он такой, более женский.

Ася рассказала, что пишет рассказы «просто так», а ориентиром для нее служат два учителя писательского мастерства, чей вкус она не подвергает сомнению.

- В отличие от Аси я вообще не профессионал, у меня медицинское образование, я детский врач, - рассказал Адиль. - Сейчас работаю предпринимателем. Сначала писал для себя и выкладывал в сети. Потом начал замечать, что мои истории стали набирать большое количество лайков в фейсбуке, и один знакомый сказал, что есть такой конкурс-фестиваль. Мол, почему бы не послать свои произведения туда? Я отправил рассказы и в итоге прошел.

Сам Александр Цыпкин и не скрывает, что «у проекта нет никаких принципов».

- Нам сыпятся тексты, мы читаем-читаем. Что-то понравилось — взяли. Нет никакой отборочной комиссии, коррупции нет — представляете? Соответственно, если нет никаких принципов, значит и нет никаких на нас обид. Мы не ищем больших литературных преимуществ, потому что я точно не являюсь автором, которого будут изучать с точки зрения литературы. С точки зрения авантюризма, доброго мошенничества — безусловно. Отобранные нами авторы пишут современным, интересным, внятным языком очень короткие, очень живые истории. Потому что для того, чтобы слушать человека с листком бумаги в зале два часа, история должна быть очень живая. Минимум описания, максимум действия и с возможностью спроецировать на себя эту ситуацию.

В итоге уфимцы услышали что-то среднее между Задорновым и Гришковцом – весело-лиричное «про жизнь». «Ах, как вкусно написано!», «какое приятное послевкусие!», - любят дежурно восторгаться в комментариях к таким постам экзальтированные фейсбучные барышни. Действительно, для постов в личном аккаунте – очень даже мило, да даже и для книги ничего, но только для такой – на разок. Как анекдот, который второй раз слушать вряд ли захочется – уже не смешно.

- Я длительное время работал большим руководителем крупной корпорации в Петербурге, - вспоминает Цыпкин. - У меня была мечта – заниматься маленькой творческой работой, буквально по чуть-чуть. Поэтому когда мне удавалось помочь написать пару строчек в сценарии – бесплатно, конечно – или сделать интервью с актером, я обычно занимался этим ночью, до утра. Сейчас я читаю рассказы со сцены, слушаю актеров, пишу сценарии и так далее. Иногда ночью бесплатно я пишу пресс-релизы про кефир. Все поменялось местами! Любое творчество становится рутиной так или иначе, поэтому в жизни нужно постоянно менять все, чем ты занимаешься, иначе ты перестаешь получать хоть какое-то удовольствие от процесса.

 

Чеботарев: «Не хватает артистов, работающих здесь и сейчас»

 

Постепенно разговор свелся к тому, как найти себя в актерской профессии – все-таки участниками встречи стали представитель этого творческого профсоюза.

- Недавно в какой-то полемике один театральный режиссер сказал, что не хватает артистов – мало институты выпускают, некого брать, - рассказал Дмитрий Чеботарев. -

Поднялась волна людей, которые начали писать, что все не так, о нас просто никто не знают и поэтому снимают одних и тех же. Тогда режиссер объявил эксперимент: дал месяц, чтобы ему все желающие прислали две пробы – драматическую и комедийную. Всех обещал отсмотреть, дать фидбэк. За месяц прислали около 750 писем. Огромный процент из этого числа прислали свои старые наработки двух-трехлетней давности – то есть они даже не пытались сделать что-то специально для этого эксперимента. Режиссер пытался доказать, что если ты хочешь, чтобы тебя услышали, ты должен работать здесь и сейчас, а не демонстрировать то, чем ты занимался три года назад. Не знаю, к чему этот эксперимент приведет.

Максим Виторган тоже считает, что в его профессии мало людей, готовых работать.

- Если мы говорим об интересной работе при одних и тех же деньгах, то в принципе нет никакой разницы, участвуешь ты в артхаусном проекте или мейнстриме, то есть массовость аудитории, на мой взгляд, роли не играет. Я знаю нескольких людей, которые ищут актеров на большие зарплаты в Москве, начинаются суммы от 50 тысяч и до 100. И не могут найти, но не потому, что нужна какая-то невероятная квалификация, а потому, что нет людей, готовых работать. На Западе люди с детства воспитываются так, что со школы находятся в жесткой конкурентной среде. Они буквально готовы выгрызать свое место. Думаю, нас это еще ждет.

Цыпкин придался ностальгическим воспоминаниям, как в свое время переехал из Петербурга в Москву.

- Для Петербурга это абсолютное грехопадение, - смеется он. - Это все, конец. А если, не дай бог, у тебя там еще и что-то получилось – дважды конец. Хорошая новость: в Петербург всегда можно вернуться и сказать, что Москва - это не мое.

Как выяснилось, и Ася, и Адиль в свое время жили в Петербурге, но в конечном счете осели в Уфе. Это натолкнуло Цыпкина на ещё одну мысль:

- Одна из проблем российского менталитета в том, что нас с детства учат, что нельзя отступать. Поступил на врача или юриста, ты понимаешь курсе на первом-втором, что это не твое, но ты должен сначала доучиться, защитить диссертацию, 20 лет промучиться и только потом имеешь право попроситься, скажем, в архитекторы. Та же история с городами: переехал куда-то – и все, сиди, пока не выгрыз там все. Замечательно, что ребята говорят: мне в Уфе хорошо. И скорее всего, здесь и правда гораздо лучше, чем в Москве. Отсутствие какого-то бесконечного электричества, которое сжирает тебя от начала до конца, - вот это замечательное ощущение здесь есть.

Сказанное, впрочем, заставило Максима Викторовна отметить, что из уст Цыпкина вырвалась ужасно популистская речь.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты