Арт-объект

Премьер Михайловского театра поставил в Уфе балет-феерию «Конёк-Горбунок»

20.11.2019 Лада ВОЛКОВА
Башкирский театр оперы и балета пополнил репертуар новым спектаклем по одноименной сказке Петра Ершова на музыку Родиона Щедрина. В самой ожидаемой балетной премьере сезона один из самых известных российских танцовщиков, чье имя хорошо известно балетоманам всего мира, выступил не только как хореограф-постановщик, но и исполнитель главной партии.

Жар-птица в руке

 

Премьер петербургского Михайловского театра, приглашенный солист Большого театра, миланского Ла Скала и Баварского балета Иван Васильев в качестве хореографа дебютировал еще в 2015 году, успев за несколько лет создать аж тринадцать самых разных постановок - от одноактных номеров типа широко известного "Болеро" Равеля до полномасштабных оригинальных балетов, таких, к примеру, как имевшая большой успех "Рождественская история" по Чарльзу Диккенсу на музыку Петра Чайковского.

Новую постановку по одноименной сказке в стихах Петра Ершова, обозначенную в программке как «балет-феерия», Васильев впервые представил не на столичной сцене, а в региональном театре. Знаменитую русскую сказку о приключениях крестьянского сына Ивана, его волшебного друга Конька-Горбунка осуществил в Уфе. В репертуаре Башкирском театре оперы и балета этой знаменитой постановки прежде никогда не было, и предложение Ивана Васильева было принято руководством театра с энтузиазмом. Сказочный сюжет и великолепная, фееричная музыка Родиона Щедрина, которую композитор написал по заказу Большого театра еще будучи студентом консерватории, уже более полувека остаются очень востребованными - балет не раз ставили на самых главных российских сценах. "Конёк-Горбунок" стал не только важным этапом в творчестве молодого композитора, но и определил его дальнейшую судьбу, ведь именно благодаря этому балету Щедрин, по его собственным словам, "поймал в свои музыкантские руки неземную Жар-птицу - Майю Плисецкую". Великой балерине эта партитура и посвящена.

По словам постановщиков башкирского "Конька-Горбунка", их вдохновило озорство и жизнелюбие произведения. Спектакль изначально планировался для широкой аудитории, чтобы и юным зрителям было интересно его смотреть, и взрослая часть публики не скучала во время представления. Для этого нужен был динамичный балет с яркой и изобретательной хореографией и ярким декорациями и костюмами. Красочное оформление, навеянное течением ар-деко, со стилизованными костюмами и перемещаемыми во времени декорациями создал художник Иван Складчиков, уже известный уфимским театралам по работе над главной оперной премьерой сезона - постановке оперы "Аттила", режиссерскому дебюту знаменитого башкирского баса Ильдара Абдразкова. Роскошные костюмы для оперы - плод фантазии молодого художника - даже были удостоены отдельного показа в рамках проведенного перед премьерой оперы дефиле. Среди предыдущих работ Складчикова также декорации и костюмы к балетам "Спящая красавица", "Баядерка" для Парижской школы танцев и театра Шатле, драмы "Без вины виноватые" – для театра Моссовета, проект "Прекрасная М" – для "Ленинград Центра" и многое другим. Но на этот раз Складчиков выступил не только как художник-постановщик, но и соавтор либретто, которое написал Иван Васильев.

Первоначальный сказочный сюжет балета "Конек-Горбунок" был переосмыслен постановщиками – Васильев и Складчиков переместили героев сказки в тридцатые годы прошлого века. Так Иван-дурак стал "простым парнем Иваном с улиц Москвы", Конёк-Горбунок - другом Ивана Васей Коньковым, из-за фамилии получившем кличку "Конёк", Царь-девица - девушкой Ивана Машей Царевой, а Жар-птица - подругой Васи Светой Жаровой. Молодые люди устраивают вечеринку на съемной квартире Ивана, куда вскоре нагрянет хозяин помещения Федор Николаевич Спальник (он же царский Спальник) требовать плату с должника-квартиросъемщика. А затем и полковник в отставке Алексей Петрович Царев (Царь), отец Маши, который, разогнав шумную компанию, уводит дочку домой. Вечер испорчен, Иван остается один, засыпает на диванчике и... попадает в сказку. Ту самую старую сказку про умелого Конька-Горбунка, глупого и жадного Царя, красу Царь-девицу и невиданную Жар-птицу.

 

Шлем авиатора для летающего Горбунка

 

- Все, кто берется делать спектакль "Конёк-Горбунок", сталкиваются с такой проблемой: как изобразить лошадок? Я долго ломал над этим голову, не мог найти решения, - признается Иван Складчиков. - Нельзя же водрузить на танцовщика лошадиную голову, как ему тогда танцевать? Как-то меня занесло в Ленинскую библиотеку, я листал старые журналы 30-х годов и в одном из них наткнулся на картинку - шлем авиаторов, который по фактуре очень напоминал лошадиную голову. А поскольку Конёк-Горбунок - летающий конь, то в результате он у нас стал авиатором. Шлем дополнили небольшие ушки, модные в то время и очень подходящие для нашего героя брюки-галифе, к которым прицепили хвост. А майку украсил символ Динамо. На других героях у нас костюмы, напоминающие те, что на картинах художника Дайнеки - короткие плиссированные юбочки, галифе, а еще сарафаны - смесь русского народного платья и некой сказочности. Все костюмы апплицированные - изготовленные из нескольких кусочков ткани. Такие, я бы сказал, сложносочиненные костюмы - много ручной работы, но в Башкирском театре оперы и балета это отлично умеют делать. Всего изготовлено около восьмидесяти костюмов, выполненных в стиле ар-деко, которые, я считаю, хорошо сочетается со стилем а-ля рюс.

Кроме ярких, оригинальных костюмов Иван Складчиков придумал по-настоящему сказочные декорации и расписал задники и занавесы, которые то и дело пускали в ход, меняя многочисленные сцены: в первом отделении их четыре, а во втором - аж семь плюс эпилог. В финале на сцену вышел худрук театра Аскар Абдразаков и поздравил зрителей и артистов с премьерой. На традиционных поклонах к труппе присоединились дирижер-постановщик спектакля Артем Макаров и прима-балерина театра Гульсина Мавлюкасова, выступившая в качестве ассистента хореографа-постановщика. В последнее время артистка не танцевала, по слухам, восстанавливалась после травмы. В этом году она впервые не участвовала даже в концертах Нуреевского фестиваля. Но, похоже, скоро башкирская прима-балерина будет вновь блистать на уфимской сцене - ее имя значится среди исполнителей одной их главных партий - Светы Жаровой (Жар-птица). А вот главный герой вечера - Иван Васильев, вопреки ожиданиям, к публике так и не вышел - готовился станцевать главную партию Ивана во втором премьерном показе, который состоялся на следующий день.

Иван Васильев признается, что танцует практически во всех своих постановках. Окончательно "менять профессию" время еще не пришло - артисту всего тридцать лет. Хотя его стаж как артиста балета уже вполне солидный - главные партии он исполняет с шестнадцати лет, успев за эти четырнадцать лет собрать внушительную коллекцию всевозможных наград, в том числе приз Бенуа де ла дансе, которую называют "Балетным Оскаром", который уже более четверти века вручают за лучшие достижения мирового балета - для артистов и хореографов. Танцовщик поработал с известными хореографами - Роланом Пети, Юрием Григоровичем, Макмилланом, Аштоном, завоевав репутацию звезды мирового балета. Выступал в Милане, Лондоне, Риме и Нью-Йорке.  Но три года назад решил ставить балеты сам.

- Вообще-то я хотел что-то ставить гораздо раньше, - признается Иван. - Я все время говорил об этом жене и в конце концов она сказала: «Хватит уже ныть - просто возьми и сделай это».

Первой работой Васильева в качестве хореографа стала постановка "Балет № 1" - несколько отдельных миниатюр плюс "Болеро" Равеля, который был поставлен на весьма специфической площадке - в "Барвиха Luxury Village". В Михайловском театре, солистом которого Иван стал в 2011, когда сам ушел из Большого театра, он сначала поставил несколько одноактных балетов, а затем и свое первое полноформатное сочинение - двухактный балет "Рождественская история".

 

Сам себе хореограф

 

За создание оригинальной хореографии для "Конька-Горбунка" Башкирский театр заплатил Ивану Васильеву 1,39 миллиона рублей.

- Спектакль очень сложный получился - и хореография тяжелая, насыщенная. И в то же время у нас много перемен - по свету, по декорациям, - пояснял Васильев. - Поэтому перед премьерой мы все были на взводе. Но должен отметить, что здесь просто замечательная труппа - работать с ней одно удовольствие - прекрасные, сильные солисты, очень сильный кордебалет! Здесь идут такие великие спектакли, как "Спартак" Григоровича в очень хорошем качестве. Поэтому мне было очень приятно работать с этой труппой. В спектакле занята почти вся труппа. Название детское, но танцев очень много - и для солистов, и для кордебалета. Вся хореография построена на классической школе - катания по полу у нас нет. Что касается либретто, то мы сразу решили, что не будем просто пересказывать сказку - это банально. Взять и сделать что-то современное, оригинальное, новое - гораздо сложнее. Поэтому мы пошли на некий эксперимент. Этот спектакль рассчитан на всех - и детям будет интересно, и взрослым, которым также нужны сказки. В "Коньке-Горбунке" много всего интересного - и посмеяться можно будет от души, и любовная линия есть - очень красивое адажио главных героев. Какой же балет без любви? Если на сцене есть мужчина и женщина - это уже сюжет.

- Иван, вы были в статусе премьера в Большом театре, но решили уйти в самом расцвете карьеры, став артистом Михайловского театра в Санкт-Петербурге.

 - Да, но я до сих пор с удовольствием выступаю в качестве приглашенного премьера на сцене Большого театра. Но тогда мне хотелось двигаться вперед, мыслить шире, хотелось свободы, которой, в принципе, ни один театр дать не может. Когда тебе очень комфортно, надо что-то менять - и я поменял.

- Сколько времени заняла работа над постановкой "Конёк-Горбунок"?

- Порядка года. Мы долго шли к этому балету, готовили эскизы, декорации. Репетиционный процесс занял примерно месяца два - и я все это время находился в зоне стресса. Конечно, работать с российскими танцовщиками легче. Наши артисты чувствуют хореографию. Но мне не так важно само движение, а важно то, чтобы они понимали, что они делают и для чего они выходят на сцену. Все-таки мы артисты, прежде всего, а потом уже балет. Сейчас очень много талантливых артистов - и молодых. Хочется пожелать всем, чтобы они уделяли больше времени подготовке ролей, потому что танцевать можно научиться, а чувствовать, чувствовать душой - это сложнее. В России этому уделяют больше внимания, чем где-либо.

- Иван Складчиков, начав с постановки "Аттилы", продолжил сотрудничество с Башкирским театром оперы и балета. А какие планы у вас?

- В следующем сезоне мы вместе с Ваней планируем большой трехактный спектакль, но об этом пока рано говорить.

А вот Иван Складчиков открыли некоторые подробности: рассказал журналистам, что это будет постановка на музыку Сергея Рахманинова, в основу которой ляжет биография композитора. Но спектакль уфимской публике будет предоставлен не скоро - премьера планируется на ноябрь 2020 года. Пока же предлагают смотреть "Конька-Горбунка". Судя по рекордному количеству исполнителей главных партий - на каждую из них подготовлено по три, четыре, а то и по пять солистов - новинку явно планируют показывать в зимние праздники и школьные каникулы.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты