Арт-объект

Критики высказали претензии к «Макбету» в Ла Скала, но расхвалили Абдразакова

13.12.2021 Мила КИЯН
Прямую трансляцию премьерного показа оперы Джузеппе Верди "Макбет" с участием знаменитого башкирского баса посмотрели более двух миллионов человек по всему миру.

«Жаль, что моего героя убивают очень быстро»

 

Минувшая неделя ознаменовалась главным культурным событием года – открытием сезона в легендарном театре - миланском Ла Скала, который называют не иначе, как оперной Меккой. На этой веками прославленной сцене хотя бы раз в жизни мечтают выступить все без исключения оперные певцы. А уж тем более выступить на самом престижном показе - главной премьере сезона, знаменующей ни что иное, как открытие культурной жизни Европы.

Такая честь выпадает только лучшим из лучших - других просто не приглашают. А вот уроженцу Уфы, 45-летнему российскому басу Ильдару Абдразакову, это удалось уже в пятый раз. Без сомнения, это просто невероятная карьера для выходца из российской провинции.

- Впервые на открытии сезона в Ла Скала я выступал около двадцати лет назад, ещё в 2002 году, когда исполнил партию Калхаса в опере Кристофа Глюка "Ифигения в Авлиде", - вспоминает Ильдар Абдразаков. - Правда, тогда спектакль прошёл не на исторической сцене знаменитого театра, которая в то время была на реконструкции, а на сцене специально построенного по такому случаю Театра Арчимбольди.

В 2003 году знаменитый итальянский дирижёр Риккардо Мути, в то время возглавлявший Ла Скала, доверил молодому российскому певцу исполнить партию Моисея в опере "Моисей и фараон" Джоаккино Россини, а в 2018 году Ильдар спел титульную партию в опере "Аттила" Джузеппе Верди. В прошлом году из-за вспышки коронавирусной инфекции среди оркестрантов и артистов хора премьеру заменили на гала-концерт "Чтобы снова увидеть звёзды", где Ильдар Абдразаков оказался единственным представителем России. В новой постановке ранней оперы Верди "Макбет" именитого режиссёра Давида Ливермора российский бас спел одну из главных партий - Банко, которую, кстати, исполнял уже не раз.

- Я единственный из нынешнего состава, кто уже пел в этой опере на сцене Ла Скала, - отметил Ильдар на пресс-конференции накануне премьеры. - Жаль, что моего героя убивают очень быстро, после первого акта, но потом он возвращается в виде призрака, являющегося Макбету.

Партнёрами Абдразакова стали ведущие итальянские певцы - чемпион "вердиевского репертуара", баритон Лука Сальси в титульной партии, тенор Франческо Мели - Макдуф и самое популярное российское сопрано Анна Нетребко в партии Леди Макбет.

Чтобы премьера в очередной раз не сорвалась, что на фоне растущего числа заражённых ковидом в Европе было вполне вероятным, в театре были предприняты просто беспрецедентные меры безопасности: с 25 октября, когда начались репетиции, все артисты, оркестранты и даже рабочие сцены каждые 48 часов сдают экспресс-тесты, а раз в неделю им проводится молекулярный анализ на коронавирус. От зрителей, которые могли попасть в театр только предъявив так называемый "зелёный паспорт" привитых или переболевших, на протяжении всего почти четырёхчасового спектакля требовали не снимать маски. Впрочем, это ничуть не охладило пыл меломанов, как и бессонная ночь у билетных касс накануне премьеры - последняя возможность раздобыть оставшиеся билеты, цена которых доходила до трех тысяч евро. Стоит отметить, что за несколько дней до премьеры с новой постановкой "Макбета" смогли познакомиться молодые зрители в возрасте до 30 лет, которым билеты обошлись всего в 24 евро. Кстати, купить их можно было только в интернете – две тысячи билетов были приобретены буквально за полчаса с начала продаж.

 

VIP-зрители и 12-минутные овации

 

В день премьеры в Ла Скала по традиции пожаловали VIP-зрители - президент Италии Серджио Маттарелла, мэр Милана Беппе Сала, министр культуры страны Дарио Франческини, сенаторы, известный артисты, легендарный тенор и дирижёр Пласидо Доминго, модельер Джорджио Армани. После спектакля именитая публика, артисты и постановщики по традиции отправляются на гала-ужин, но из-за соображений безопасности его решеном было отменить. В итоге исполнители главных партий встретились за кулисами с президентом Маттареллой, а затем отправились вместе с суперинтендантом театра Домиником Майером в ресторан Palazzo Bovara.

- Ну, нужно же было как-то снять напряжение после долгих репетиций, - пояснили артисты.

Всего с учётом спецпоказа для молодых зрителей запланировано восемь спектаклей - они будут идти до 29 декабря, в 20 декабря на этой же сцене состоится сольный концерт Ильдара Абдразакова - уже четвертый в его творческой карьере. В программе - русская классика, так что переключиться артисту будет не так-то просто.

- Вот спели второй спектакль "Макбета", а ощущение такое, что уже все десять - уф, тяжко, - откровенно признался Ильдар, который не раз заявлял, что ему не слишком по душе так называемые "режиссёрские спектакли", когда постановщики меняют место и время действия. Свой пока что единственный режиссёрский опыт - постановку оперы "Аттила" на сцене Башоперы - Ильдар Абдразаков представил как классический костюмный спектакль. А вот новый "Макбет" совершенно другой: Давид Ливермор признался, что его вдохновил фантастический триллер "Начало" Кристофера Нолана. "Шекспировские страсти" в новом "Макбете" вместо интерьеров средневекового шотландского замка кипят на фоне футуристических изображений огромных небоскрёбов. Мрачный, поглощающий всё живое антиутопический город становится идеальным фоном для общества, в котором человек приносится в жертву системе власти.

- Мы ходим в театр не для того, чтобы увидеть историческую реконструкцию, а для того, чтобы осмыслить настоящее, - заявил режиссёр-постановщик журналистам. - "Макбет" - это политический театр, который пробуждает совесть у человека и потрясает её. Работа на современность означает для меня возвращение революционного и грозного смысла оперы: к музыке Верди, к повествованию Шекспира, к либретто Пьяве. Проект возвращается к сегодняшнему дню, рассказывает о восхождении к власти через кровь.

Стоит отметить, что не все оценили постановку Давида Ливермора: несмотря на впечатляющие почти 12-минутные овации на премьере, ярые приверженцы традиций не упустили случая освистать спектакль. Недовольство - традиционное "буканье" - выражали так называемые logginisti, некоторые из которых даже посчитали, что новый "Макбет" вообще чуть ли не худшая постановка за последние годы.

Да и у некоторых музыкальных критиков были какие-то претензии к исполнителям главных партий, за исключением Ильдара Абдразакова. Хотя российский бас по сравнению с другими персонажами проводит на сцене не так много времени, ему много аплодировали - и на премьере, и в последующие дни. В прессе в его адрес исключительно положительные отзывы, отмечающие выдающийся талант исполнителя. К примеру, не поскупилось на комплименты в адрес Ильдара Абдразакова и солидное деловое издание Financial Times, назвавшее постановку "уродливой и унылой", а также отвесившее порцию критики в адрес и исполнителя титульной партии, и Анны Нетребко, назвав её "удивительно неуклюжей для Леди Макбет".

"Совсем иначе обстоит дело с Банко Ильдара Абдразакова, который имеет сильные стороны: соблазнительный и глубокий тон, элегантную вокальную линию и законченный стиль. Благородство его персонажа отражено в его арии Come dal ciel precipita, которую он исполняет с большим волнением и безупречным легато, встречаются бурными овациями публики", - отмечает издание.

Стоит отметить, что премьеру оперы благодаря прямой трансляции на итальянском канале Rai Cultura посмотрели более двух миллионов телезрителей по всему миру. И это ещё без учёта тех, кто слышал оперу по радио или смотрел в кинотеатрах и общественных местах. В Милане, к примеру, прямая трансляция была организована в 34 местах города - от аэропорта Мальпенса до тюрьмы для несовершеннолетних. Россияне также имели возможность смотреть прямую трансляцию "Макбета" в эфире medici.tv, ну а тем, кому это не удалось, смогут увидеть оперу на платформе RaiPlay, где она доступна в течение пятнадцати дней после премьеры.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Популярное

ОПРОС Как вы использовали иностранную валюту в последнее время?

Результаты

Диадок

Фокус

Назначен руководитель госкомпании правопреемника "Оператора РОП" описание.