Арт-объект

Режиссер «Из Уфы с любовью»: «Кинотеатры издевались над нами: нате, подавитесь»

09.05.2017 Андрей КОРОЛЁВ
Фильм «Из Уфы с любовью» продолжает с некоторым триумфом путешествовать по Башкирии. Валовый сбор фильма «Из Уфы с любовью» составил 2 миллиона 317 тысяч рублей – при общем бюджете в 5,2 миллиона. О непростых результатах проката фильма рассказал режиссер Айнур Аскаров.

Гонки с «Форсажем»

 

Башкирская романтическая комедия вышла в ограниченном прокате: даже десяток копий – это не широкий федеральный прокат. Всевозможным рекордсменом стал кинотеатр «Родина» - на показы пришло около 6000 зрителей, заработано чуть меньше миллиона рублей. «Ультра» приняла 2714 зрителей (462 000 руб.), «Мир» - 2516 зрителей (400 000 руб.), «Мегаполис» – 1594 зрителя (295 745 руб.), «Простор» - 534 зрителя (111 000 руб.). На три кинотеатра киностудии «Башкортостан» в Белебее, Баймаке и Октябрьском пришлось 457 зрителей (48800 руб.). Кроме того, были показы в Иглино и Акъяре – по словам Аскарова, интерес в районах большой, поэтому по Башкирии фильм еще прокатят, хотя бы и с собственной киноустановкой.

- По данным Единой автоматизированной системы о показах мы вошли в топ-12. По наработке на сеанс «Из Уфы с любовью» обошел в Башкирии все российские и голливудские фильмы, которые сейчас идут в прокате. Это для нас очень почетно. Мне кажется, это успех. Но наша цель – окупиться и собрать хотя бы 10 миллионов рублей. Все над этим смеются, но я надеюсь, что прокат у нас будет долгим и эта цель достижима. Будем с отдельными показами работать, устраивать киномарафоны, творческие встречи. Думаю, к концу года сможем выйти к этой сумме.

Замдиректора кинотеатра «Родина» Рида Утяшева подчеркнула, что в «Родине» фильм «Из Уфы с любовью» и по количеству зрителей, и по сборам почти в два раза обогнал «Форсаж 8».

- С работами Аскарова мы знакомы хорошо – с самых первых его опытов, так что мы знали потенциал этого молодого человека. Все его фильмы, в том числе и короткометражки, собирали много зрителей. Что касается «Из Уфы с любовью», мы понимали, что это не просто интересный фильм, но еще и коммерчески выгодный. Хотя, честно скажу, мы не предполагали увидеть такие результаты.

По словам Утяшевой, в кинотеатр пришла особая категория зрителей, которая очень давно не посещала подобные заведения – и это действительно доказательство успешности фильма:

- Бабушки и дедушки, которые много лет не ходили в кино и в «Родину», в частности, приходят к нам ко входу со стороны улицы Чернышевского, где уже лет 20 нет входа в кинотеатр, там сейчас кабинеты. Привести таких зрителей дорогого стоит.  Ведь снять хорошее кино - полдела. Айнур не только смог это сделать, он еще и умудряется работать со зрителем. Как только намечается спад по продажам, они тут же придумывают какую-нибудь акцию – и возникает новая волна зрителей.

 

«Кинотеатры мы брали измором»

 

Как подчеркнул Айнур, первоначально показ планировали начать 14 февраля, но по объективным причинам фильм к этому времени закончить не удалось. Потом дата сдвинулась на 30 марта, после – на 13 апреля.

- Заранее мы прокат не планировали, поэтому все было впритык. Кинотеатры отпирались, не хотели брать наш фильм – на предлагаемые даты уже были запланированы крупные релизы. Что касается кинотеатров, с которыми сейчас у Булата Юсупова и его фильма «Бабич» не складывается сотрудничество – в Сибае и Салавате – нам с ними тоже было очень тяжело общаться. В итоге взяли измором. Я две недели каждый день по телефону убеждал, рассказывал о рекламных ресурсах, которые мы ежедневно увеличивали. Особенного энтузиазма у них, к сожалению, не было. Это было видно – и по зрителю, и по времени, которое они нам дали: в три часа дня в рабочем городе никто в кино не придет. В Сибае за неделю собрали валом 18 000 рублей, из них нам перевели 9 000. Смешная сумма для Сибая, куда приезжают жители соседних деревень. Кроме того, эти прокатчики сдвигали сеансы: вечером сеанс стоит в 7 вечера, а если придешь на следующий день к этому времени, то оказывается, что утром сеанс передвинули на 3 часа дня. Какие-то маленькие скандальчики были. Тем не менее я надеюсь, что сейчас они увидят цифры и поймут, что работать можно. Мы со своей стороны делаем все возможное, но тут нужно действовать в тандеме.

Как выяснилось, муниципальные кинотеатры в Учалах и Белорецке тоже согласились на прокат со скрипом. По словам Аскарова, кинотеатры были бы рады взять фильм в прокат, но это не позволяло сделать расписание, утверждаемое холдингом «Премьерзал». 

- Говорят, надо было раньше договариваться. Я обращался раньше – тогда говорили, что слишком рано, нужно позже. То есть полное динамо. В результате в Учалах состоялось всего четыре сеанса, один из которых прошел вечером (билетов не было уже за три дня до показа), три других – в 8.30 утра. Тем не менее каждое утро приходило около 20 человек, и это тоже неплохой показатель. В общем, поиздевались над нами – нате, подавитесь. Но все равно спасибо, что люди смогли прийти и показать, что спрос есть. Дали бы хорошее время – зрителей пришло бы больше. Причем эти кинотеатры обязаны брать российские фильмы. Они говорят, что мультфильмы, которые им в довесок дают, они ставят в 9 утра. Получается, нас они ставили как довесок к довеску. Тоже неприятная ситуация, но виноватых нет – им это диктует «Премьерзал», а ему на наше кино плевать. В следующий раз будем заходить через кинорынки.

При этом надо понимать, что проблема проката в регионе – комплексная. Грантовый проект необходимо было отснять почти за полгода. Это очень сжатые сроки для полнометражного фильма. В итоге его окончательно отшлифовали лишь 6 апреля, а 13 апреля уже запустили в прокат.

- Общаясь с кинотеатрами, я не имел готовой версии фильма, и это проблема. Если бы условия гранта были таковы, что мы в этом году могли закончить фильм, финансово отчитаться, а выпускать в прокат на следующий год, то сейчас бы мы подготовили фильм, маркетинговую и пиар-кампании, поездили бы на кинорынки. Тогда количество кинотеатров было бы больше.

 

«Никакого госзаказа в моем фильме не было»

 

По словам режиссера, с кинотеатрами за пределами региона переговоров еще не велось, поскольку изначально предполагалось, что проект будет внутренним. Одной из целей было показать, что возможно сделать своими силами региональный кинопродукт и окупить затраты. Ведь есть же феномен якутского кино – при том что в Якутии проживает всего около миллиона человек.

- Что касается продаж на телевидение, с местными каналами мы не вели переговоров. Тут не работает, к сожалению, стандартная система продаж фильмов на ТВ, такого нет в республике – просто потому, что, возможно, такого и не было никогда. Наши фильмы бесплатно показывали по телевизору и говорили, мол, скажите спасибо, что мы вас показываем. Раньше была такая тенденция, но сейчас, надеюсь, такого не будет. Бесплатно фильм мы отдавать никому не собираемся. Важно, чтобы рынок развивался, а для прецедента нужно продавать кино.

Сейчас Айнур готовится подписать договор со Свердловской киностудией – они согласны взять фильм на дистрибуцию по России. Подправят звук и немного перемонтируют, чтобы сделать более понятным для российского зрителя – слишком много локального, местного.

- Они на свой субъективный взгляд посчитали, что фильм на 98 минут надо сократить, обещали сами сделать как надо, нам останется только утвердить. В частности, они хотят убрать линию Алмаса Амирова. Сказали, что, наверное, это у нас очень крутой чувак, который нам чем-то помог, может, каналы какие открыл дополнительные. Но они провели показы для фокус-групп и пришли к выводу, что в принципе для фильма персонаж не важен. Это их субъективное мнение.

Кстати, отснятый материал для фильма составил около 110-115 минут. Невошедшие сцены Айнур обещал скоро выложить в интернет – говорит, там есть хорошие эпизоды, с более интересной башкирской руганью. Кстати, Айнур подчеркнул, что при создании фильма никто не указывал ему, как следует «правильно» подать историю и что нужно показать в фильме.

- Можете называть меня конъюнктурщиком, но никакого госзаказа в этом фильме не было. Я подавал заявку на грант – у меня еще не было сценария, был один абзац текста, о чем примерно будет кино. И это утвердили. Никто никогда надо мной не стоял, говоря, о чем именно должен быть фильм, где нужно править сценарий. Мое видение совпало с мнением минкульта. Я считаю, это неплохо, почему нам не может быть по пути? Считается, что если грант от государства, то обязательно кто-то что-то должен диктовать - и это плохо. Я искренне считаю, что Уфа – многонациональный красивый город с душой, мне хотелось это отразить и показать. При этом та же «Симфоническая ночь» снималась 7 июля, когда сценарий еще не был готов. Я понимал, что если мы снимем на Симфоночи одну из сцен, то фильм будет выглядеть гораздо богаче, чем просто на 4,5 миллиона.

Тем временем у фильма начинается фестивальная история. «Из Уфы с любовью» покажут на Чебоксарском международном фестивале этнического кино в конце мая. Сейчас делаются английские субтитры для других фестивалей.

- Известные компании уже предлагают сценарии, но я от них пока отказываюсь. Я понимаю, что они обращаются ко мне не потому, что ценят меня как режиссера, а потому, что у меня хорошее портфолио – призы, фестивали, теперь и кое-какие цифры. Это очень важно при получении гранта министерства культуры, Фонда кино. Каждый выпускник киновуза имеет право получить деньги на поддержку дебютного кино – от 25 до 50 миллионов. Я понимаю, что охота за мной идет, как за такой грантовой девственницей, с которой можно без особого труда получить грант. И я пока не отдаю право первой ночи кому-то, я хочу сам подать заявку от киностудии «Башкортостан». Хочу сделать свое кино, по своему сценарию.

В частности, средства, собранные с проката «Из Уфы с любовь», и пойдут на создание нового фильма Аскарова «Буран». По словам режиссера, фильм будет основан на реальных событиях, произошедших в Башкирии в прошлом году. Это кино уже не будет чисто локальным проектом. С «Бураном» Айнур постарается получить грант минкульта России.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты