Арт-объект

«Дикарь» дебютантки Фарзаны Утарбаевой пошел по стопам типичного башкирского кино

03.07.2017 Андрей КОРОЛЁВ
В рамках Московского кинофестиваля состоялся показ внеконкурсных короткометражек. В их числе - фильм Фарзаны Утарбаевой «Дикарь». Интересно, что для башкирского режиссера этот фильм стал дебютным, а путь на экран занял пару лет. Сценарий был написан для питчинга дебютантов, который проходил в рамках фестиваля «Серебряный Акбузат» еще в 2015 году. Высокая оценка местного жюри привела работу на питчинг в Москву, где она оказалась в семёрке лучших из 600 претендентов. В итоге проект запустили совместно с киностудией «Башкортостан» в 2016 году. Оператором фильма выступил Тимур Ганеев, который работал на всех картинах с Айнуром Аскаровым.

В центре истории, первоначально носившей название «Возвращение», - молодой парень в исполнении актера Башдрамы Артура Кабирова, который возвращается с очередной северной вахты в родной дом. Мать, которую сыграла прима Башдрамы Гюлли Мубарякова, слишком долго его ждала, отчего по-старушечьи мягко укоряет его за продолжительный отъезд и невнимание к ней и к несложным родительским ожиданиям - найти жену, завести семью. Фильм идёт не больше получаса, но сюжет быстро начинает выкидывать довольно смелые коленца, которые в корне меняют точку зрения на историю.

В конечном счёте «Дикарь» оказывается очень прост и понятен. При том, что фильм нельзя назвать разговорной драмой, а динамика не спешит покинуть кадр, суть истории почти целиком находится именно в поле неосязаемом - сумме внутренних решений, слов и ценностных ориентиров. В сюжетной цепочке оказывается предельно мало звеньев, но при этом нельзя сказать, что сюжет топчется на месте. Пожалуй, этот структурный импрессионизм, бережно спрятанный между строк, - сознательный или нет - и есть самая интересная и многообещающая деталь в рассказанной истории.

В остальном фильм не выделяется среди работ земляков Утарбаевой, разве что живописными кадрами разбитых башкирских дорог. Темы семейных ценностей, корней и смерти раскрываются с традиционным пафосом, не снижая тон там, где это позволило бы услышать что-нибудь новое. Актерские работы неглубоки и очевидны, хотя наличие Гюлли Мубаряковой в дебюте - это удача и очень нетривиальный каст. А финальное изменение главного героя выглядит хоть и мотивированным, но слишком кардинальным и резким - даже для короткого метра.

Национальный контекст подаётся так громко, что зачастую заслоняет главную мысль. Вообще, башкирское кино, которое за последние годы пытается встать на ноги (иногда небезуспешно), чаще всего легко узнать по этому настойчивому национальному колориту. Эта деталь - всегда плюсик в копилку дебютирующих режиссеров, поскольку очевидно, что очень избирательная господдержка Башкирии будет более благосклонна к фильму с запахом родной земли, чем любому аналогу без него. В целом, это похвально, но педалирование этой корнеспасительной атмосферы зачастую отпугивает зрителей. Какие оценки зрителей получит «Дикарь» в Башкирии - дело одно, но все же стоит учитывать, что фильм прорвался в число первых в питчинге федерального масштаба. Успех? Успех. Выходит, все средства хороши.

Важно отметить, что «Дикаря» показали на Московском кинофестивале вместе с ещё двумя короткометражками, связанными с темой детей-сирот и приемных детей. В «Новеньком» режиссера Марии Соповой эта тема стала объектом трогательной комедии с робким намеком на новогодний сай-фай. Драма с хорошим концом «Я тебя вижу» режиссера Дениса Кудрявцева хоть и прозвучала очень условно, но операторская работа и жизнеутверждающий посыл, которого, хоть тресни, всегда хочется, по-своему выделили ее среди своих конкурентов. «Дикарь» тоже стал высказыванием о приемных детях, что явно добавило социальной привлекательности дебюту Утарбаевой. Логично предположить, что именно выбор тем стал одним из ключевых критериев при оценке и отборе для показа на ММКФ, но вряд ли на настолько большой экран допустили бы чересчур плохо реализованную идею. В любом случае короткий метр, тем более для дебютанта, - это всегда аванс, заслуженный режиссерским потенциалом. Хочется верить, что Фарзана этот аванс использует с умом и ещё заявит о себе - крепче, сильнее, интереснее.

Другие новости

АвтоКар +
Фронтальный погрузчик NEO 300, новый, в Уфе
Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе