Криминальное чтиво

В девяти из 10 случаев телефонных мошенничеств с картами жертва сама диктует смс-код

04.12.2020 Глеб ГОРБУНОВ
В 2019 году в Башкирии выявили 3097 несанкционированных электронных операций с использованием банковских карт на сумму более 8,3 миллионов рублей, а за первое полугодие этого года их число достигло 1300. При этом ущерб, причиненный кибер-мошенниками, превысил семь миллионов. Эти цифры озвучили в Нацбанке РБ.

- 87 процентов случаев похищенных средств совершены с помощью мобильных телефонов, - рассказал управляющий башкирского отделения Нацбанка Марат Кашапов. — При этом 77 процентов звонивших аферистов представлялись представителями финансовых организаций, а 0,6 процентов звонили якобы из нашей структуры.

Специалисты отмечают, что 40 процентов средств похищается из-за того, что жертва сама 

диктует смс-код. В девяти случаях из 10 мошенники настаивают, что фиксируют «угрозу накоплениям» или «видят операции без согласия клиента». В этом году среди виртуальных грабителей большой популярностью пользуется схема, когда они просят перевести деньги, которым будто бы угрожает опасность, на якобы «резервный» счет.

- Если вам звонят из якобы «вашего» банка или госоргана, уточните фамилию, имя и должность собеседника и скажите, что перезвоните ему сами, а затем положите трубку и перезвоните по официальному телефону организации или на горячую линию банка, — пояснил Марат Данилович. — Номер при этом нужно набрать вручную, а не делать обратный звонок на входящий вызов, даже если у вас на телефоне высветились знакомые цифры.

В случаях, если владельцы карт сами сообщили конфиденциальные данные мошенникам, банки уже не смогут вернуть обманутым потерянные деньги.

В последнее время кибер-преступники «полюбили» обман клиентов с использованием фишинговых сайтов. Это могут быть страницы поддельных интернет-магазинов, онлайн платформы, маскирующиеся под налоговые органы, а также сайты лжебанков. К примеру, попадая на ложную сетевую страницу торгового предприятия, неосведомленный человек с легкостью совершает покупки со скидками, и отправляет деньги на «липовый» счет, а потом еще и сообщает мошенникам свои конфиденциальные данные. В первом полугодии 2020 года по инициативе Банка России было заблокировано более 4,7 тысяч подобных интернет-лохотронов.

- Чтобы не стать жертвой фишинга, не переходите по ссылкам из подозрительных сообщений, — разъяснил заместитель отдела безопасности Нацбанка РБ Наиль Габидуллин. — Мошенники часто создают сайты-клоны, адреса которых отличаются от настоящих всего одним-двумя символами.

В реальности адрес безопасного ресурса начинается с https:/, а в адресной строке стоит значок в виде закрытого замка, нажав на который человек можно проверить сертификат безопасности, выданный именно этой платформе. Если же интернет покупка так необходима, выбирать лучше онлайн-магазины, которые поддерживают технологию 3D-secure. В этом случае, для оплаты он перенаправит клиента на безопасную интернет-страницу банка, а финансовая организация, для подтверждения покупки отправит смс с одноразовым паролем.

Специалисты по кибер-безопасности рекомендуют установить на своем смартфоне, планшете или компьютере, антивирусную программу с актуальными базами данных, обновлениями важных приложений, браузера и операционной системы. Разработчики таких защитных приложений, регулярно проверяют уязвимость софта, убирая лазейки, которые могут использовать киберпреступники.

- Практика показывает, что чаще всего люди теряют деньги не из-за технических новинок, а из-за собственной доверчивости и невнимательности, — считает Марат Кашапов. — Чтобы не поддаться на уловки мошенников, жителям Башкирии следует придерживаться простых правил безопасности и помнить, что мошенники в первую очередь рассчитывают на беспечность жертвы.

Между тем, в МВД по РБ уверяют, что «просят сообщить по телефону коды и номер карты только мошенники».

Правоохранители Башкирии из-за участившихся случаев телефонных мошенничеств просят жителей республики быть внимательными при звонках с неизвестных номеров и пересылке неизвестных ссылок. Чаще всего мошенники представляются сотрудниками банков. В этом случае нельзя давать никакой лишней информации человеку на другом конце провода. 

Так, в МВД по РБ уверяют, что сотрудники банков никогда не будут спрашивать у клиентов по телефону номера карт или другие персональные данные. Если вам звонит сотрудник банка и просит продиктовать номер карты - вешайте трубку. 

Аферисты могут сообщить, что с вашей карты неизвестные преступники сняли деньги и они, якобы это засекли. А теперь, чтобы восстановить деньги на счете, якобы нужно, чтобы вы также дали данные карты или сообщили код смс для входа в личный кабинет. Этого делать ни в коем случае нельзя - немедленно заканчивайте разговор. Настоящим банкирам не нужны коды и номер карты, чтобы видеть информацию о вашем счете. 

Также реальный банковский служащий никогда не потребует у вас перевести деньги на специальные счета или установить программу для удаленного доступа к компьютеру. 

Банки не рассылают такие смски, как, например, «заблокирована сумма оплаты» или «ваша карта заблокирована». Здесь мошенники рассчитывают, что вы перейдете по указанной в смс-сообщении ссылке или перезвоните по номеру, с которого пришла смс. Этого тоже делать нельзя, иначе потеряете деньги, а преступники получат доступ к вашему гаджету. 

В банках предупреждают - CVC-код, который расположен на обратной стороне карты, никто не должен знать, его нельзя сообщать незнакомым людям или пересылать с помощью мессенджеров. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты