Регион

В новом Генплане Уфы предусмотрят развитие склонов трех рек

28.08.2019 Юлия ЛЕЖЕНЬ
Уфа – единственный из 15 миллионников страны, где нет практики рассмотрения архитектурных проектов на эскизной стадии и мэрия не имеет полномочий оценивать архитектурные решения. По словам главного архитектора столицы Башкирии Олега Байдина, застройщик возводит то, что считает необходимым, а главархитектура, сталкивается с отсутствием нормативно-правовой базы, чтобы пресечь градостроительные нарушения.

«Невозможно создать комфортную среду в окружении плотной застройки»

- Только в Уфе можно проектировать застройку, не согласовывая с Главархитектурой, - сетует г-н Байдин. 

- Как справляетесь с застройщиками, многие из которых являются депутатами уфимского горсовета и могут лоббировать свои интересы?

- Действительно, зачастую случаются трения, противоречия, поэтому мы стремимся уговаривать, доносить свою точку зрения. Конечно, у них есть узко профессиональные интересы, но ведь они являются гражданами и депутатами, так что они способны слышать. 

- Почему застройка в Уфе шла на уплотнение?

- Причин много. Конечно, важна финансовая составляющая. Сегодня очень высок ценник входа на территорию. Но у нас нет законодательного регламента действий при расселении жителей с какого-либо участка. Застройщики вынуждены взаимодействовать напрямую с собственниками земли или строения, которое он собирается снести, и цена ограничена лишь фантазией того, кого расселяют. Отсюда у компаний возникает желание уплотнить проект, то есть построить его выше, чтобы выйти «в плюс». Сегодня в центре Уфы фиксируется превышение плотности застройки в 2-2,5 раза, с каждым годом увеличивается количество домов средней и высокой этажности. На фоне разговоров о комфортной среде все это выглядит противоречиво. Невозможно создать комфортную среду, если человек находится в окружении плотной застройки. Так, в свое время при строительстве домов рядом с парком Гафури не были в полной мере исполнены требования по планировке и межеванию. Люди там уже реально живут, но не обеспечены ни школой, ни детскими садами, ни детскими площадками. Конечно, находящийся под боком парк в какой-то мере решает проблему, но далеко не всю. 

- Возможно ли с помощью регионального законодательства заставить застройщиков строить вместе с многоэтажками садики и школы?

- Заставить, конечно хочется. Но если мы возьмем реальную стоимость школы и реальную сумму, которую можно получить с группы домов – то это вещи несопоставимые. Детские садики и школы у нас отсутствуют по другой причине. Получается так, что городской бюджет действительно получает в рамках республиканской программы средства на строительство этих объектов. Однако самому процессу строительства предшествуют три этапа: освобождение участка, проектирование и госэкспертиза. Проблема в том, что эти три этапа не входят в программу, и деньги лежат неосвоенные. В итоге в городе наблюдается нехватка школ и детских садиков.

- Может, сегодня развивать Забелье и Зауфимье? 

- Процесс активной застройки там стопорят проблемы с водоснабжением и водоотведением, при том что вопрос электро- и газоснабжения успешно решается. Для Уфы вода и канализация – больной вопрос. После того, как мы сможем обеспечить эти территории инженерной частью, то Забелье и Зауфимье начнут активно осваивать.

- Для чего нужно возвращать промышленные предприятия в Уфу? 

- Сейчас у многих муниципалитетов есть понимание того, что экономика – в основе всего, и даже начался процесс решоринга – когда перенесенные раньше производства возвращают в города. Если исчезает градообразующая база, то аргументов, почему город существует на карте, становится все меньше. В итоге города просто «схлопываются».

- Задумывается ли в Уфе реновация «хрущевок»?

- В Уфе пятиэтажки сносить будут еще не скоро. Безусловно, стоят задачи обновления территорий, и нам нужен республиканский законодательный акт по этому вопросу. Законопроект, подходящий для всех регионов, уже три года лежит в Госдуме. Потом, после выхода федерального закона, мы сможем поправить республиканский закон. А сейчас нам нужно на что-то опираться, выработать задачи и подходы. 

 

 

«Уфа - город завтрашнего дня, но это не расстраивает, а вдохновляет»

 

- Будет ли облагораживаться проспект Салавата Юлаева, где более 10 лет не достроены съезды? 

- Уфе действительно не хватает поперечных связей, из-за чего возникает большой перепробег по транспорту. Другая проблема – внешний вид проспекта, который выглядит пока как полузагородное шоссе. То есть автомобилист, следуя по этой артерии, не всегда чувствует, что находится в центре города. Этим вопросом мы занимаемся. Он не простой, стоит проблема финансирования и освобождения участков от некоторых объектов.

К тому же остается незавершенным строительство тоннеля до трассы М5, по которому специалистам необходим ряд доработок. По условиям концессии с иностранными инвесторами в тоннеле должна быть большая проходимость транспорта. А чтобы ее обеспечить, необходимо сделать ряд развязок и подъезды с обоих сторон тоннеля. Поток транспорта нужен, чтобы тоннель не тсал дополнительной финансовой нагрузкой на город. Если мы обеспечим грамотные подъезды, и этим путем смогут пользоваться жителя Зауфимья, то артерия будет использоваться как городская магистраль.

- А можно привлечь к работе над ключевыми проектами молодые умы, например, выпускников архитектурного института при УГНТУ?

- Дело в том, что в большинстве районов Башкирии главными архитекторами работают не архитекторы. Почему-то наши выпускники не хотят работать в республике, хотя я не знаю куда они деваются. По идее, имея опорный вуз в столице региона, нехватки архитектурных кадров не должно быть, но она есть. Важным признаком развития в регионе архитектурного сообщества является наличие критики в этой сфере. Однако сегодня в Уфе подобная критика воспринимается как личное оскорбление – работы обсуждаются не по сути, а слишком личностно.

- Как изменится Генплан развития Уфы, который примут в 2020 году? 

Раньше за облик Уфы отвечала питерская компания, философия которой была построена на плоскостном развитии городов.Для этих специалистов наши склоны и рельеф были скорее не особенностями, а неосваиваемыми зонами. Их просто закрашивали зеленым цветом на генплане, и все. В Уфе аж три реки, три склона, которые требуют облагораживания, но почти везде город к ним повернут спиной, либо не очень приглядными окраинами. Думаю, на генплане эти недоработки можно будет поправить.

Надо подумать, как облагородить речку Сутолоку, чтобы она перестала быть сточной канавой, а стала действительно рекой. На мой взгляд, в этой теме должна присутствовать не архитектурная доминанта, а конкретные решения, которые можно реализовать уже сегодня или завтра. Сутолоку постоянно прячут в трубу, у нас остался последний кусочек длиной 750 метров до выпуска в Белую – его и надо облагородить.

- Озеро Кашкадан также планируется преобразить?

- Да, сейчас идут научно-исследовательские работы, работают биологи. Эксперты думают, как стоит ли проводит углубление озера или выбрать другой подход к работе. Все в процессе.

- Уфимская набережная приобретает очень монументальный вид. Она вам нравится?

- Нет, не нравится. Но сегодня это пока не набережная, ведь специалисты провели только работы по берегоукрепительной части. Сейчас надо осмыслить проект, потому что по большому счету она остается стройплощадкой, хотя ее небольшая часть приведена в приличный вид. Но все остальное, и какой станет набережная – дело ближайшего будущего. Уфа действительно город завтрашнего дня, но меня это не слишком расстраивает и даже вдохновляет. Много чего можно еще сделать, особенно удастся привести в порядок нормативную базу.

Другие новости

АвтоКар +
Погрузчики вилочные MITSUBISHI в отличном состоянии

Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе