Регион

В ближайшее время может разрешиться загадка, кто стоит за кипрским содовым офшором

25.08.2020
Ни одно предприятие Башкирии не получало такого числа негативного паблисити, как производство соды в Стерлитамаке. Даже громкий арбитражный процесс по возвращению в периметр «Башнефти» активов, выведенных бывшим собственником Владимиром Евтушенковым, не получил на международном уровне такой негативной окраски, как посягательство содовой компании на башкирские шиханы. Интересно, что в ближайшее время в Уфе может появиться подобный скандальный иск - по законности передачи содового завода в частную собственность.

Напомним, в содовой компании намеревались использовать в качестве сырья для производства соды сначала имеющий статус памятника природы известняковый шихан Торатау, а потом здесь намеревались срыть шихан Куштау, охранного статуса пока не имеющего. Но в ближайшее время Куштау может попасть под охрану государства - глава РБ Радий Хабиров уже отправил документы в минприроды страны, где сообщили, что не возражают против такого развития событий.   

Но и в том, и в другом случае содовая компания изрядно попортила себе имидж, создав карикатурный образ марксовских капиталистов, готовых ради стопроцентной прибыли пойти на любое преступление, и даже лишить Башкирию древнего рифа времен палеозоя. Содовики не раз давали понять, что не желают, ни модернизировать производство, потому что это немаленькие вложения, ни добывать известняк из каких-либо других источников, если это потребует затрат на доставку сырья. Здесь были уверены, что в любом случае получат Куштау, поэтому не озабочивались ни законностью своих действий, ни переговорами с местными жителями, которые выступили против разработки горы под их окнами. 

Впрочем, эту самоуверенность можно понять - последние 10 лет, как сода перешла в частные руки, владельцы предприятия стали в регионе серьезными политическими игроками. Рассказывают, что именно содовые лоббисты привели к власти в республике в 2010 году Рустэма Хамирова, поставив ему условие приватизировать содовый завод. И ставленник задание выполнил, передав эти активы бесплатно. Хотя предшественник Хамитова Муртаза Рахимов госпредприятие не отдавал. Правда потом, якобы, содовики и уничтожили карьеру г-на Хамитова, отправив его в отставку за то, что не смог решить сырьевую проблему компании. Эту сделку, кстати, и намереваются пересмотреть в Башкирии. 

Сегодня 100-процентный пакет завода принадлежит владельцам кипрского офшора Modisanna Limited, и кто находится на конце этой схемы, тайна на семью печатями.  

Нынешний глава республики Радий Хабиров оказался содовому лобби не по зубам. Как только стало понятно, что Куштау не может разрабатываться - на защиту шихана встал народ, г-н Хабиров перевернул игровой стол, смешав все расклады содовиков. В минувшую пятницу он заявил, что Куштау будет жить, а республика может вернуть содовые активы, и заняться модернизацией предприятия. А те, кто инициировал эту сделку по передаче государственной собственности - ответят за нанесенный бюджету региона ущерб. 

- Я принял решение, что мы сами должны брать на себя ответственность за судьбу этого предприятия, - пояснил Радий Фаритович в понедельник на оперативном совещании в правительстве РБ. - Потому что у акционеров – физических лиц, полное непонимание ситуации в условиях фактического отсутствия сырьевой базы. А у нас есть свое видение того, как развиваться содовому производству. Я дал поручение министерству земельных и имущественных отношений республики изучить юридическую природу всех сделок, которые привели к тому, что государственный пакет был, по сути, размыт и отчуждён, в том числе на предмет нанесения ущерба бюджету Башкортостана. Мне нужно быстрое решение.

В содовой компании вероломностью главы РБ были обескуражены. Но потом, вероятно после консультаций с реальными бенефициарами завода, появились заявления топ-менеджмента, что на предприятии будут сокращаться рабочие места, а республика не получит 600 млн рублей в Фонд социальных целевых программ, так как соглашение о перечислении этих средств «было частью сделки по Куштау». 

В правительстве региона сочли подобные высказывания шантажом, но вполне ожидаемым. Было очевидно, что, когда Радий Хабиров переиграл договоренности с содовиками, он обрел влиятельных врагов.

И борьба за шихан теперь будет идти не на народных сходах, а под ковром российской политики, где так сильно содовое лобби. 

Но открытой угрозой стало объявление члена совета директоров содового монстра Альберта Харисова, что решение о судьбе компании «будет принимать руководство страны».  

- Если руководство страны сочтёт, что компания должна находиться исключительно в государственной собственности, мы с пониманием отнесёмся к этой позиции, - сказал Альберт Харисов. - Мы не исключаем, что потребность в национализации может быть обусловлена не экономической, а какой-то иной логикой. Если соответствующее решение правительство страны примет, то мы его, конечно же, исполним.

То есть в ближайшее время может разрешиться загадка, кто стоит за кипрским офшором, и какие влиятельные персоны из российского правительства оказывали столь серьезное влияние на башкирскую политику. 

Ведь, по словам г-на Харисова, собственников даже не будут спрашивать, стоит ли национализировать компанию - они просто подчинятся решению какого-то верховного главнокомандующего. Так что Радий Хабиров, сделав неожиданный для содовиков ход, добился главного - он будет вести переговоры о модернизации и решении сырьевой проблемы с реальными владельцами производства. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты

https://www.goodreads.com/user/show/170993661-reader