«Увековечить звание города трудовой доблести можно, создав аутентичную атмосферу»
Макет стелы авторского коллектива архитекторов Константина Донгузова и Дамира Магафурова
- Согласно указу, подписанному президентом, в городе трудовой доблести устанавливается стела, там частично прописывается текст указа, - рассказывает Евгений Валерьевич. - Уфа растянутый город, имеет несколько центров в разных районах. Поэтому сложная задача для горожан выбрать такое место.
- А историки где бы хотели установить такой памятный знак?
- Не могу даже для себя определиться, поскольку все районы заслуживают, и Уфа в целом заслуживает. Если мы посмотрим на Уфу довоенного времени, то это такой региональный город с населением 250 тысяч человек с работающими промышленными предприятиями. Если еще дальше в историю углубимся, то это хороший транспортный узел, и в XIXвеке Уфа боролась с Казанью за то, чтобы здесь прошла железная дорога, которая, собственно, и сделала наш город таким мощным железнодорожным узлом. А Великая Отечественная война сделала Уфу индустриальным, научным и культурным центром. Недавно я смотрел сайты, которые появились к 75-летию Победы, и там, к сожалению, о научности Уфы, об Уфе как научном центре, мало упоминаний. Хотя во время войны сюда была эвакуирована Украинская академия наук и город был научным центром. Если мы говорим о городе трудовой доблести, о подвиге моторостроителей, то это - Черниковка. Тут действительно есть такая интересная страница истории Уфы, ведь в 1944-м году Черниковка стала отдельным городом, появился Черниковск, который потом вернули обратно в состав Уфы. В Черниковке есть отличный, просто замечательный парк Победы. Немногие города могут похвастаться таким парком, сейчас туда еще и технику поставили. Но, наверное, если мы развиваем все направления в Уфе, все в такую урбанистику трансформируем, то логичнее было бы определить какую-то другую локацию, нежели парк Победы. И важно, что будет представлять из себя эта стела. Это будет просто какой-то красивый знак, к которому подошли, посмотрели и ушли, либо же вокруг этой стелы будут разворачиваться какие-то интересные мероприятия.
- А если бы вы решали и можно было бы рядом с этой стелой поставить какой-то музейный комплекс, какие страницы истории должны туда войти?
- Таким новым трендом является создание музеев на базе закрывшихся промышленных предприятий. И в последнее время у нас много предприятий закрывается. Это естественный процесс, потому что трансформируется сама система производства. Мне кажется, что логичнее было бы создать такой, наверное, квартал, как «Арт-Квадрат». Я считаю, замечательная идея. Можно было бы сделать такой арт-квартал в районе Зенцова. Там сохранилась такая аутентичная часть Уфы, где ее можно было бы воссоздать именно в том виде, в котором она была в годы войны, показав, как будет выглядеть это предприятие, эти станки, как они будут, возможно, даже функционировать где-то под открытым небом. И проследить хронологию, как привезли сюда, как эвакуировали эти станки, как они разворачивались, создать атмосферу. Если ты хочешь показать ребенку, что такое работа на 40-градусном морозе, погрузи его в этот 40-градусный мороз, дай потрогать этот токарный станок, дай потрогать эту болванку, которую нужно выточить, и тогда ребенок прочувствует, что такое трудовая доблесть сама по себе. Если же просто стела сама по себе стоит, он дойдет, посмотрит: прекрасные слова, президент их сказал, отлично выгравировано, красивая стела, но по факту у него ничего не екнет, если ему бабушка или дедушка, или кто-то из родных не рассказывали, насколько тяжело было.
- В Уфу эвакуировалась масса производств и людей из Ленинграда, Москвы, Рыбинска, Украины. Стоит ли увековечивать подвиг и эвакуированных?
- Я бы, конечно, вообще не разграничивал коренные ли уфимцы заслужили право носить гордое звание жителя города трудовой доблести либо приезжие, ведь мы понимаем, и в этом главное предназначение, кстати, истории, что это заслуга всех. Победа – это заслуга не только тех, кто отдавал свою жизнь, да, они рисковали очень сильно, но это заслуга и тех, кто был в тылу. То есть победа – это заслуга и тех, кто здесь разворачивал эвакуацию, и тех, кто приезжал со своими знаниями, потому что мы понимаем, что потребовалось бы гораздо больше сил, энергии и времени для того, чтобы развернуть это производство, запустить его без квалифицированных кадров. Поэтому специалисты приезжали вместе с этими станками и сразу же, буквально с перрона вставали за работу. Поэтому я считаю, что Башкортостан сам по себе, да и в целом Россия, является таким полиэтничным, поликультурным регионом. И это главное качество нашей республики - что мы разные, но мы едины, мы разные, но мы все вместе, и в нас больше единого, чем разного на самом деле. Вся страна в Уфе собралась, как в стихотворении у Мустая Карима, где «Башкирия с березовый листок величиной», но в нем вся страна отражается. Мне кажется, можно об этом говорить, но акцентировать нет смысла, потому что у нас и так было многонациональное население: и украинцы в Башкирии жили, и немцы, и поляки, и белорусы, здесь чего-то нового не произошло. Здесь, наверное, надо выдержать равновесие, не делать перекос ни в сторону того, что к неграмотному населению приехали квалифицированные спецы, но с другой стороны, нельзя забывать о том, что действительно вместе с оборудованием приезжали квалифицированные специалисты. В экспозиции Национального музея, музее имени Нестерова все фонды остались, в том числе эти фонды, которые приезжали к нам со всей страны. В Национальном музее есть акцент, что к нам со всей страны привозили знания, квалификацию, и в литературе у нас это осталось. Давайте того же самого Мустая Карима вспомним, когда девочка приезжает в башкирскую деревню, которая совершенно не разговаривает по-башкирски, и разворачивается колоссальный замечательный сюжет. Поэтому создавать это не надо, это как культурный код. Уфимцы как культурный код. Я считаю, мы уже заложены в этом.