Регион

«Увековечить звание города трудовой доблести можно, создав аутентичную атмосферу»

01.10.2020 Альбина ИБАТУЛИНА
Жители столицы Башкирии до сих пор не выбрали место для памятной стелы, которую обязательно устанавливают в поселении, получившем почетное звание Города трудовой доблести. Начальник управления научной работы БГПУ, кандидат исторических наук Евгений Соболев рассказал, как бы историки хотели увековечить трудовой подвиг горожан во время Великой Отечественной войны.

Макет стелы авторского коллектива архитекторов Константина Донгузова и Дамира Магафурова

- Согласно указу, подписанному президентом, в городе трудовой доблести устанавливается стела, там частично прописывается текст указа, - рассказывает Евгений Валерьевич. - Уфа растянутый город, имеет несколько центров в разных районах. Поэтому сложная задача для горожан выбрать такое место. 

- А историки где бы хотели установить такой памятный знак? 

- Не могу даже для себя определиться, поскольку все районы заслуживают, и Уфа в целом заслуживает. Если мы посмотрим на Уфу довоенного времени, то это такой региональный город с населением 250 тысяч человек с работающими промышленными предприятиями. Если еще дальше в историю углубимся, то это хороший транспортный узел, и в XIXвеке Уфа боролась с Казанью за то, чтобы здесь прошла железная дорога, которая, собственно, и сделала наш город таким мощным железнодорожным узлом. А Великая Отечественная война сделала Уфу индустриальным, научным и культурным центром. Недавно я смотрел сайты, которые появились к 75-летию Победы, и там, к сожалению, о научности Уфы, об Уфе как научном центре, мало упоминаний. Хотя во время войны сюда была эвакуирована Украинская академия наук и город был научным центром. Если мы говорим о городе трудовой доблести, о подвиге моторостроителей, то это - Черниковка. Тут действительно есть такая интересная страница истории Уфы, ведь в 1944-м году Черниковка стала отдельным городом, появился Черниковск, который потом вернули обратно в состав Уфы. В Черниковке есть отличный, просто замечательный парк Победы. Немногие города могут похвастаться таким парком, сейчас туда еще и технику поставили. Но, наверное, если мы развиваем все направления в Уфе, все в такую урбанистику трансформируем, то логичнее было бы определить какую-то другую локацию, нежели парк Победы. И важно, что будет представлять из себя эта стела. Это будет просто какой-то красивый знак, к которому подошли, посмотрели и ушли, либо же вокруг этой стелы будут разворачиваться какие-то интересные мероприятия. 

- А если бы вы решали и можно было бы рядом с этой стелой поставить какой-то музейный комплекс, какие страницы истории должны туда войти?

- Таким новым трендом является создание музеев на базе закрывшихся промышленных предприятий. И в последнее время у нас много предприятий закрывается. Это естественный процесс, потому что трансформируется сама система производства. Мне кажется, что логичнее было бы создать такой, наверное, квартал, как «Арт-Квадрат». Я считаю, замечательная идея. Можно было бы сделать такой арт-квартал в районе Зенцова. Там сохранилась такая аутентичная часть Уфы, где ее можно было бы воссоздать именно в том виде, в котором она была в годы войны, показав, как будет выглядеть это предприятие, эти станки, как они будут, возможно, даже функционировать где-то под открытым небом. И проследить хронологию, как привезли сюда, как эвакуировали эти станки, как они разворачивались, создать атмосферу. Если ты хочешь показать ребенку, что такое работа на 40-градусном морозе, погрузи его в этот 40-градусный мороз, дай потрогать этот токарный станок, дай потрогать эту болванку, которую нужно выточить, и тогда ребенок прочувствует, что такое трудовая доблесть сама по себе. Если же просто стела сама по себе стоит, он дойдет, посмотрит: прекрасные слова, президент их сказал, отлично выгравировано, красивая стела, но по факту у него ничего не екнет, если ему бабушка или дедушка, или кто-то из родных не рассказывали, насколько тяжело было.

- В Уфу эвакуировалась масса производств и людей из Ленинграда, Москвы, Рыбинска, Украины. Стоит ли увековечивать подвиг и эвакуированных?

- Я бы, конечно, вообще не разграничивал коренные ли уфимцы заслужили право носить гордое звание жителя города трудовой доблести либо приезжие, ведь мы понимаем, и в этом главное предназначение, кстати, истории, что это заслуга всех. Победа – это заслуга не только тех, кто отдавал свою жизнь, да, они рисковали очень сильно, но это заслуга и тех, кто был в тылу. То есть победа – это заслуга и тех, кто здесь разворачивал эвакуацию, и тех, кто приезжал со своими знаниями, потому что мы понимаем, что потребовалось бы гораздо больше сил, энергии и времени для того, чтобы развернуть это производство, запустить его без квалифицированных кадров. Поэтому специалисты приезжали вместе с этими станками и сразу же, буквально с перрона вставали за работу. Поэтому я считаю, что Башкортостан сам по себе, да и в целом Россия, является таким полиэтничным, поликультурным регионом. И это главное качество нашей республики - что мы разные, но мы едины, мы разные, но мы все вместе, и в нас больше единого, чем разного на самом деле. Вся страна в Уфе собралась, как в стихотворении у Мустая Карима, где «Башкирия с березовый листок величиной», но в нем вся страна отражается. Мне кажется, можно об этом говорить, но акцентировать нет смысла, потому что у нас и так было многонациональное население: и украинцы в Башкирии жили, и немцы, и поляки, и белорусы, здесь чего-то нового не произошло. Здесь, наверное, надо выдержать равновесие, не делать перекос ни в сторону того, что к неграмотному населению приехали квалифицированные спецы, но с другой стороны, нельзя забывать о том, что действительно вместе с оборудованием приезжали квалифицированные специалисты. В экспозиции Национального музея, музее имени Нестерова все фонды остались, в том числе эти фонды, которые приезжали к нам со всей страны. В Национальном музее есть акцент, что к нам со всей страны привозили знания, квалификацию, и в литературе у нас это осталось. Давайте того же самого Мустая Карима вспомним, когда девочка приезжает в башкирскую деревню, которая совершенно не разговаривает по-башкирски, и разворачивается колоссальный замечательный сюжет. Поэтому создавать это не надо, это как культурный код. Уфимцы как культурный код. Я считаю, мы уже заложены в этом.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты