Регион

12 ноября исполняется 100 лет со дня рождения основателя уфимского аэропорта

11.11.2020 Глеб ГОРБУНОВ
12 ноября исполняется сто лет со дня рождения ветерана авиации, легендарного командира Уфимского объединенного авиаотряда Фуата Шариповича Утяшева. Этот человек посвятил свою жизнь авиации и стоял у истоков создания воздушной гавани столицы Башкирии.

Уроженец села Абдрашитово Альшеевского района Башкирии, Фуат решил связать свою судьбу с «воздушным океаном», поступив в Тамбовскую авиационную школу. По окончании учебы, был направлен в Восточно-сибирское управление гражданского воздушного флота. В годы Великой Отечественной войны, Фуат Утяшев осваивал летную технику в составе боевой группы осуществляющей перегонку из США самолетов С-47 по транссибирской трассе ленд-лиза. В связи с опасностью этих полетов, маршрут называли «трассой смерти». 

После военной службы, Фуат Шарипович продолжил работать на севере Восточно-Сибирского управления, затем в Куйбышеве - в Приволжском управлении авиации. Начав с должности пилота-инструктора, Утяшев, благодаря незаурядным профессиональным качествам и колоссальному трудолюбию, дослужился до начальника летно-штурманского отдела управления воздушного флота.

В 1963 году, талантливого молодого руководителя пригласили возглавить Уфимский авиаотряд. С 1 января того же года, открылись первые полеты на новом аэродроме Уфы, хотя строительство этого объекта еще не было завершено.

- Новорожденная воздушная гавань мало напоминала современный аэропорт, не имела вокзала и гостиницы, — вспоминает заслуженный пилот России Валерий Шалашов. - Инфраструктура объекта была в зачаточном состоянии, а о комфорте пассажиров не было и речи. Перед Утяшевым, стояла, мягко говоря, непростая задача — в кратчайшие сроки добиться того, чтобы аэропорт Уфы соответствовал статусу столичного.

Разработав четкую производственную программу, Фуат Шарипович стал воплощать в жизнь свои творческие идеи. Благодаря его титаническим усилиям, была получена техника для обслуживания аэропорта и новые воздушные суда, а также увеличена длина взлетно-посадочной полосы с 1500 до 2500 метров для возможного приема тяжелых самолетов. В республике началось строительство аэропортов с искусственным покрытием взлётно-посадочных полос, вместо существующих тогда летных площадок. Белорецк, Салават, Нефтекамск, Сибай, Октябрьский и Стерлитамак получили модернизированные аэродромы, с установкой радиолокационной системы для обеспечения взлета и посадки по предельному минимуму полетов, что было большим прорывом в развитии инфраструктуры региона. К 1980 году Уфимский объединенный авиаотряд вошел в число десяти самых крупных и передовых в стране, а объем авиаперевозок пассажиров превысил два миллиона человек.

- На самолетах Ту -124, Ан-24, Ту-134, Уфа стала выполнять полеты в 109 городов СССР, — отмечает Валерий Дмитриевич. — Аэропорт башкирской столицы стал соответствовать второй категории международной организации гражданской авиации.

Для выполнения поставленных задач, требовался сплоченный коллектив единомышленников, заслуга в создании которого всецело принадлежит Фуату Шариповичу. Им было организовано эффективное взаимодействие между руководителями служб, учтены все необходимые потребности и способы их устранения, и что немаловажно, четкое исполнение служебных обязанностей в процессе работы.

- Мы были как единое целое, и когда в 1964 году нам сообщили о том, что на следующий год будет проходить первая Спартакиада 13 предприятий, мы просто не могли не занять на ней призовое место, но для этого нам был необходим спортивный комплекс, — вспоминает ветеран. — Фуат Шарипович обратился к коллективу с призывом — «Сделаем спорткомплекс своими силами». Патриотический подъем был настолько высок, что в строительстве участвовали все сотрудники, а в 1965 году наш стадион был признан лучшим. Мы одержали победу в соревнованиях, заняв первое место, и получили приз от Приволжского управления гражданской авиации.

Решая производственные задачи, Утяшев не забывал и про социальные вопросы. Он лично контролировал строительство домов для сотрудников аэропортов по всей республике, инициировал возведение двух новых общежитий для молодых специалистов, профилактория для отдыха и лечения, а также пионерского лагеря.

Несмотря на должность руководителя «воздушного хозяйства» Башкирии, Фуат Шарипович и сам нередко садился за штурвал самолета, оттачивая доведенные до совершенства навыки управления воздушной машиной.

- В 1973 году, на самолете Ан-2 мы выполняли рейс по маршруту Уфа-Белорецк-Уфа, — вспоминает командир звена пилотов Ан-2, 1 эскадрильи 172 летного отряда Виталий Подгузов. — Погода стояла нормальная, но временами самолет трясло, что заставляло пассажиров немного нервничать. Фуат Шарипович был настолько уверен в себе, спокоен и действовал четко, что я не мог не обратить на это внимание. Чувствовался профессионализм летчика-фронтовика.

В общей сложности, Утяшев налетал 18000 часов и в числе первых в гражданской авиации СССР освоил турбовинтовые и турбореактивные самолеты.

- Вклад Фуата Шариповича Утяшева в развитие воздушного флота Башкирии и особенно всей сложнейшей инфраструктуры аэропорта «Уфа» - огромен. Сегодня, благодаря этому «фундаменту» и людям, реконструированный Уфимский международный аэропорт соответствует всем мировым стандартам, - подчеркивает председатель общественной организации «Ветераны авиации Башкортостана» профсоюза летного состава России Рустем Мустафин. — Силами энтузиастов, учеников легендарного командира, мы готовим книгу, чтобы увековечить память об этом замечательном человеке. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты