12 ноября исполняется 100 лет со дня рождения основателя уфимского аэропорта
Уроженец села Абдрашитово Альшеевского района Башкирии, Фуат решил связать свою судьбу с «воздушным океаном», поступив в Тамбовскую авиационную школу. По окончании учебы, был направлен в Восточно-сибирское управление гражданского воздушного флота. В годы Великой Отечественной войны, Фуат Утяшев осваивал летную технику в составе боевой группы осуществляющей перегонку из США самолетов С-47 по транссибирской трассе ленд-лиза. В связи с опасностью этих полетов, маршрут называли «трассой смерти».
После военной службы, Фуат Шарипович продолжил работать на севере Восточно-Сибирского управления, затем в Куйбышеве - в Приволжском управлении авиации. Начав с должности пилота-инструктора, Утяшев, благодаря незаурядным профессиональным качествам и колоссальному трудолюбию, дослужился до начальника летно-штурманского отдела управления воздушного флота.
В 1963 году, талантливого молодого руководителя пригласили возглавить Уфимский авиаотряд. С 1 января того же года, открылись первые полеты на новом аэродроме Уфы, хотя строительство этого объекта еще не было завершено.
- Новорожденная воздушная гавань мало напоминала современный аэропорт, не имела вокзала и гостиницы, — вспоминает заслуженный пилот России Валерий Шалашов. - Инфраструктура объекта была в зачаточном состоянии, а о комфорте пассажиров не было и речи. Перед Утяшевым, стояла, мягко говоря, непростая задача — в кратчайшие сроки добиться того, чтобы аэропорт Уфы соответствовал статусу столичного.
Разработав четкую производственную программу, Фуат Шарипович стал воплощать в жизнь свои творческие идеи. Благодаря его титаническим усилиям, была получена техника для обслуживания аэропорта и новые воздушные суда, а также увеличена длина взлетно-посадочной полосы с 1500 до 2500 метров для возможного приема тяжелых самолетов. В республике началось строительство аэропортов с искусственным покрытием взлётно-посадочных полос, вместо существующих тогда летных площадок. Белорецк, Салават, Нефтекамск, Сибай, Октябрьский и Стерлитамак получили модернизированные аэродромы, с установкой радиолокационной системы для обеспечения взлета и посадки по предельному минимуму полетов, что было большим прорывом в развитии инфраструктуры региона. К 1980 году Уфимский объединенный авиаотряд вошел в число десяти самых крупных и передовых в стране, а объем авиаперевозок пассажиров превысил два миллиона человек.
- На самолетах Ту -124, Ан-24, Ту-134, Уфа стала выполнять полеты в 109 городов СССР, — отмечает Валерий Дмитриевич. — Аэропорт башкирской столицы стал соответствовать второй категории международной организации гражданской авиации.
Для выполнения поставленных задач, требовался сплоченный коллектив единомышленников, заслуга в создании которого всецело принадлежит Фуату Шариповичу. Им было организовано эффективное взаимодействие между руководителями служб, учтены все необходимые потребности и способы их устранения, и что немаловажно, четкое исполнение служебных обязанностей в процессе работы.
- Мы были как единое целое, и когда в 1964 году нам сообщили о том, что на следующий год будет проходить первая Спартакиада 13 предприятий, мы просто не могли не занять на ней призовое место, но для этого нам был необходим спортивный комплекс, — вспоминает ветеран. — Фуат Шарипович обратился к коллективу с призывом — «Сделаем спорткомплекс своими силами». Патриотический подъем был настолько высок, что в строительстве участвовали все сотрудники, а в 1965 году наш стадион был признан лучшим. Мы одержали победу в соревнованиях, заняв первое место, и получили приз от Приволжского управления гражданской авиации.
Решая производственные задачи, Утяшев не забывал и про социальные вопросы. Он лично контролировал строительство домов для сотрудников аэропортов по всей республике, инициировал возведение двух новых общежитий для молодых специалистов, профилактория для отдыха и лечения, а также пионерского лагеря.
Несмотря на должность руководителя «воздушного хозяйства» Башкирии, Фуат Шарипович и сам нередко садился за штурвал самолета, оттачивая доведенные до совершенства навыки управления воздушной машиной.
- В 1973 году, на самолете Ан-2 мы выполняли рейс по маршруту Уфа-Белорецк-Уфа, — вспоминает командир звена пилотов Ан-2, 1 эскадрильи 172 летного отряда Виталий Подгузов. — Погода стояла нормальная, но временами самолет трясло, что заставляло пассажиров немного нервничать. Фуат Шарипович был настолько уверен в себе, спокоен и действовал четко, что я не мог не обратить на это внимание. Чувствовался профессионализм летчика-фронтовика.
В общей сложности, Утяшев налетал 18000 часов и в числе первых в гражданской авиации СССР освоил турбовинтовые и турбореактивные самолеты.
- Вклад Фуата Шариповича Утяшева в развитие воздушного флота Башкирии и особенно всей сложнейшей инфраструктуры аэропорта «Уфа» - огромен. Сегодня, благодаря этому «фундаменту» и людям, реконструированный Уфимский международный аэропорт соответствует всем мировым стандартам, - подчеркивает председатель общественной организации «Ветераны авиации Башкортостана» профсоюза летного состава России Рустем Мустафин. — Силами энтузиастов, учеников легендарного командира, мы готовим книгу, чтобы увековечить память об этом замечательном человеке.