Регион

Как кость в горле. Врач: «Коронавирус ведет себя не так, как все другие инфекции»

03.09.2021 Альбина ИБАТУЛИНА
Инфекционисты Башкирии считают коронавирус опасной и коварной болезнью, которую человечество победит еще не скоро. Кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ Лиана Шайхуллина, работающая в ковид-госпитале в уфимском Зубово, уверена, что если бы каждый житель республики увидел, как тяжело болеют пациенты коронавирусной клиники, то все они уже давно сделали бы прививки.

«Коронавирус – это нетипично и страшно»

 

- Думаю, что все, кто попадают в Зубово, очень сожалеют, что они не вакцинированы, потому что заболевание очень тяжелое и длительное, - говорит Лиана Робертовна. - И я думаю, что любой человек хотел бы прокрутить время назад и сделать прививку, не задаваясь вопросом надо это или не надо. Но если человек заболел, у него этого вопроса уже нет, он бы, может, хотел привиться, но поздно. Лучше вакцинироваться, чем лежать у в Зубово. Работая в зубовском госпитале, могу сказать, что я активный сторонник вакцинации. Потому что люди болеют, умирают. Это очень тяжелое инфекционное заболевание, раньше таких инфекций были единицы и не в таком количестве.

По словам врача, коронавирус не только опасен тяжелым течением болезни, но и риском отложенных осложнений. 

— Есть вероятность после заболевания получить тромбозы, инфаркты и инсульты, так как этот вирус бьет про кровеносной системе, - поясняет она. 

Инфекционист объясняет, что течение коронавируса до сих пор для врачей может быть непредсказуемым. 

- У этой инфекции бывает длительная персистенция вируса, особенно у иммуносупрессивных больных. То есть что это значит: у ВИЧ-инфицированных, у гематологических больных этот вирус почему-то может долго персистировать в организме, то есть он не исчезает, он где-то там остается. А у больного все больше и больше прогрессирует процент поражения легких в течение двух-трех месяцев. Несмотря на всю проводимую терапию, прогрессирует, ухудшается. Это нетипично и страшно.

Лиана Шайхуллина утверждает, что «коронавирус ведет себя не так, как все другие инфекции». 

- Его течение отличается от обычных, знакомых нам инфекционных заболеваний, к которым мы привыкли, - объясняет Лиана Робертовна. - Он ведет себя не совсем типично, поэтому не могу сказать, какое он имеет происхождение, но он отличается от всех других.

Обычно вирус слабеет, когда проходит первая и вторая волна эпидемии, и все уже не так страшно становится. Но в случае с коронавирусом почему-то пока не легче. Пока вакцинация – единственный способ, чтобы облегчить эту ситуацию, по крайней мере, для большей части общества. Потом, возможно, появятся более эффективные противовирусные препараты, которые смогут заблокировать этот вирус на раннем этапе. Сейчас такой панацеи, чтобы выпил таблетку и не заболел, нет.

Инфекционист признается, что «так тяжело врачам давно не было». 

- А ведь в свое время служба сокращалась, количество врачей-инфекционистов прогрессивно уменьшалось и количество коек тоже планировалось сократить, - рассказывает кандидат медицинских наук. - Но сейчас время показало, что все-таки мы нужны миру. Хотя всегда возникали какие-то эпидемии, вот эпидемия холеры в 70-х, которая доказывала, что инфекционная служба необходима и нужна.

Лиана Робертовна уверена, что заболеваемость населения можно будет снизить, если прививки сделают три млн жителей Башкирии. 

- Все зависит еще от эффективности вакцинации, то есть если она действительно составляет 92 процента, как заявлено в журнале Lancet на международном уровне, то тогда мы добьемся коллективного иммунитета, что позволит снизить заболеваемость, - говорит она. - Но, коронавирус, скорее всего, останется. Просто единственное, что за счет вакцинации люди будут легче болеть или вообще не будут, потому что у них будет быстрая реакция иммунной системы, которая позволит не развиваться заболеванию. Если вакцинация будет, то она будет работать, как при других вирусных инфекциях: корь, краснуха. Они же раньше тоже протекали тяжело, вызывали эпидемии, сейчас за счет вакцинации мы их и не боимся. Поэтому, конечно, вакцинация – это надежда на то, что все-таки заболеваемость будет снижаться. Мы надеемся, что вирус исчезнет, очень бы хотелось этого, потому что врачи тоже, честно говоря, очень устали работать в таких жестких условиях. И в инфекционной службе у нас, опять же, инфекционистов недостаточно, и многие врачи перепрофилировались на работу с этим коронавирусом, потому что вынужденные условия. Поэтому все от этого устали, и мы очень хотим, чтобы все это закончилось когда-нибудь.

 

«И после прививки попадают в госпиталь»

 

 

Кандидат медицинских наук поясняет, что антитела у переболевших людей не всегда защищают от повторного заболевания. 

- Если человек переболел, если у него высокий титр антител, и какое-то время это его защищает, - комментирует она. - Но, если титр антител будет снижаться, мы же не сдаем каждый месяц кровь на антитела, то есть риск повторного заражения. Прививка позволит увеличить число антител и защитит от возможного заболевания. 

Доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ уверена, что недомогание после прививки — это нормально.

- Вообще считается, что «Спутник V» достаточно реактогенная прививка, но такие же подобные прививки AstraZeneca и Johnson & Johnson, они все реактогенные, на всех них бывает такая реакция - повышение температуры. Кто-то ее вообще хорошо переносит, а у кого-то повышается температура. Обычно температура не держится более трех дней. Конечно, обычно один, реже – три дня.

Инфекционист разъясняет, как получается, что люди, сделавшие прививку, все равно заболевают ковидом. 

- В госпиталь попадают единичные вакцинированные, небольшое количество, - поясняет г-жа Шайхуллина. - Некоторые попадают, когда иммунитет еще не сформировался, допустим, после первой вакцинации или когда вторая вакцинация только что совершилась. То есть совпадение: люди заразились коронавирусом в момент, когда делали прививку, или, допустим, после и у них иммунитет еще не выработался. 

Врач объясняет, что «любая прививка не защищает на 100 процентов, это не панацея».

- Есть какой-то процент людей, когда прививка не срабатывает: иммуносупрессивные люди, с какими-то фоновыми заболеваниями, то есть у них вакцина может просто не сработать. Это в любой вакцине, не только от коронавируса, но и при гриппе такое бывает: вакцинировался, а вдруг заболел. Но болел не так сильно, допустим, как мог бы.

Вакцинированных привозят к нам в госпиталь, небольшое количество, это единичные пациенты, но они болеют легко. Как правило, в реанимацию никто из них не попадал.

По словам доктора, обычно антитела вырабатываются на четырнадцатый день после прививки. 

- Но тут индивидуально, - говорит она. – В вакцине доза вируса не такая, как при обычном инфекционном заболевании, может быть, титр антител не тот, как после перенесенного заболевания. Поэтому все-таки считается, что надо две ревакцинации: после нее через дней 30 сформируется эффективный иммунитет.

Лиана Шайхуллина поясняет, что «коронавирус не содержит ни одна из четырех существующих вакцин». 

- «Спутник V» и «Эпивак» вообще не содержат коронавирус в составе, они содержат только его компоненты, а «КовиВак» содержит убитый коронавирус, который не способен размножаться — это тоже неживой коронавирус, - поясняет она. - Человек не может заболеть коронавирусом от прививки. При прививке специализированные клетки заглатывают генетически, так сказать, компоненты - полипептиды, и на них вырабатываются антитела плазматическими клетками. На компоненты этой прививки организм сам вырабатывает антитела, - мы искусственно формируем иммунитет. Вакцина не содержит весь вирус, но она содержит небольшие участки белка, вот к этому белку вырабатываются антитела. После вакцинации, если человек вдруг встречается с коронавирусом, антитела вырабатываются уже на второй-третий день, и они блокируют вирус так, что он не проникает внутрь клетки и не вызывает заболевания. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты