Регион

Регионы и центр: все по-прежнему или возможна эффективная эволюция?

26.01.2018 Александр КРАСОВСКИЙ
Визит Владимира Путина в Башкирию и Татарию, помимо электоральных задач имел и ещё один подтекст. Президент посетил наиболее мощные в социально-экономическом отношении регионы не только в Приволжском федеральном округе, но и в России. При этом, отношения Уфы и Казани с центром складываются неодинаково, стратегии взаимодействия разные. Но и тот, и другой субъекты заинтересованы в росте экономической самостоятельности. Есть ли надежды, что после выборов механизм взаимодействия центра с субъектами изменится?

Заплати налоги и спи спокойно?

 

На состоявшемся в Москве Гайдаровском форуме одной из центральных тем стала проблема налоговых поступлений в региональные бюджеты. Причина одна – у регионов катастрофически не хватает денег. Часть губернаторов, такие, как например, Олег Кувшинников из Вологодской области полагают, что регионы должны получать 100 процентов налога на прибыль, это позволит сделать их бюджеты самодостаточными и минимизировать межбюджетные трансферты. Интересно, что он упомянул и акцизы на нефтепродукты, которые формируют региональные бюджеты.

Общая повестка губернаторских выступлений в последнее время сводится к тому, что бюджеты регионов должны быть самодостаточны, и межбюджетные трансферты, которые предоставляются Минфином должны быть минимизированы. При этом, если раньше часть глав субъектов была недовольна разрывом в уровне доходов регионов, то сегодня многие говорят о том, что налоговая политика центра не должна стремиться к выравниванию регионов. Например, глава Пермского края «молодой технократ» Олег Решетников заявил, что «императив выравнивания чересчур присутствует в системе межбюджетных отношений. Все-таки неравенство — это ресурс для развития». И заметьте, что это говорит руководитель региона, который никогда не был регионом-донором. Иначе говоря, даже дотационные регионы понимают, что нельзя подходить ко всем с одной меркой. Это явный сигнал к тому, что система межбюджетных отношений требует коррекции.

Есть множество вариантов, в том числе, предложенные разными регионами. В частности, такие проекты, как торговый сбор и патенты на работу для мигрантов, во многих субъектах получились успешными. Их нужно дальше продолжать развивать для легализации малого бизнеса и самозанятых.

Конечно, субъектам необходимо давать возможности реализовывать разные модели. В Башкирии в прошлом году активно обсуждался так называемый курортный сбор, который уже внедрён в Краснодарском крае и в Республике Крым. При этом есть точка зрения о том, что любые дополнительные сборы могут отпугнуть потенциальных туристов. Здесь всё нужно внимательно просчитать. Но очевидно то, что региональная элита и в нашей республике, и в других субъектах надеется, что система межбюджетных отношений будет постепенно, эволюционным путём изменяться.

 

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам

 

Вопрос передачи полномочий от центра к субъектам поднимается главами регионов не первый год. Многие наблюдатели полагают, что движение в сторону большей бюджетной самостоятельности регионов в среднесрочной перспективе неизбежно. Однако вопрос обсуждается уже много лет, в своё время он был поднят ещё покойным ныне Евгением Примаковым, который в то время был президентом Российского союза промышленников и предпринимателей. Однако, воз и ныне там. Хотя всем очевидно, что если регионы получат возможность самостоятельно распоряжаться налогами, которые собираются на их территории, то это повысит заинтересованность региональных руководителей в развитии экономики своих субъектов. Конечно, надо учитывать, что возможности регионов различаются по природно-климатическим условиям, наличию минерально-сырьевой базы, демографической ситуации, уровню развития экономики и другим параметрам, но оставлять нынешнюю систему это значит консервировать экономическую активность субъектов.

Речь не идёт о том, чтобы увеличивать пропасть между богатыми и бедными территориями, но необходимо создание механизма, который бы делал регионы заинтересованными в том, чтобы собиралось больше налогов, росли производственные показатели. В условиях, когда львиная доля средств уходит в центр, добиться этого тяжело. При этом сам центр заинтересован в расширении возможностей региональных властей по стимулированию экономического роста. Ведь ситуация тяжёлая не только для регионов, но и для центральной власти, которой приходится всё больше брать на себя распределительные функции. А, как известно, когда делишь большой пирог, всегда найдутся недовольные размером своего куска.

Справедливости ради, надо отметить, что для того, чтобы оживить экономику в регионах федеральным центром делается очень много, но задача по выравниванию качества жизни по-прежнему актуальна. Важно также провести тщательную ревизию эффективности налоговых льгот. Ведь от чего-то можно избавиться, а что-то применять более интенсивно.

По мнению многих экспертов, уже назрело решение вопроса о централизации и укрупнении огромного количества целевых трансфертов, субсидий и дотаций, которые предоставляются из центра бюджетам на местах. Они, как правило, связаны с жестким целевым назначением, что не позволяет регионам иметь достаточную свободу маневра для распоряжения своими собственными средствами в расходной части бюджета. Укрупнение статей, вокруг которых происходит передача трансфертов в регионы, тоже даст возможность местным властям более свободно и оперативно пользоваться своими возможностями.

 

На что будем тратить?

 

Принято считать, что регионы просят денег преимущественно на то, чтобы «закрывать дыры». Иначе говоря, на «социалку». Это верно, но только отчасти. На самом деле, почти в каждом регионе есть крупные инфраструктурные проекты, которые нужно финансировать, но на которые денег катастрофически не хватает. Жители Башкирии прекрасно знают, что в республике строится так называемый восточный выезд из Уфы, дорога Караидель – Тастуба, реконструируется терминал внутренних линий аэропорта Уфы. У других субъектов схожие задачи. Например, в Красноярске строится «Сухой порт» для обработки авиационных грузов. Новосибирской области нужны средства в размере 26 млрд рублей на строительство четвертого моста через Обь. Деньги область собирается получить за счёт печально известной системы «Платон». В том же Новосибирске планируется строительство нового большого дворца спорта. Это необходимо, чтобы принять молодёжный чемпионат мира по хоккею в 2021 году.

Кстати, подготовка к чемпионату мира по футболу, который состоится в этом году, в России позволила многим регионам решить целую группу важных вопросов. Это ведь не только строительство стадионов, но и развитие инфраструктуры, ремонт дорог, появление новых гостиниц. Например, и.о. губернатора Нижегородской области Глеб Никитин заявил: «Мы построили четыре тренировочные площадки в области, реконструировали терминал аэропорта, получим новый железнодорожный вокзал. Чемпионат мира дает шанс пройти нам путь, который бы мы проходили 25 лет, за шесть». В этом отношении, очень жаль, что прежнее руководство Башкирии в своё время бездарно упустило возможность подать заявку на включение Уфы в список городов, принимающих футбольное первенство планеты.

Деньги нужны и на экстренные нужды. Все уфимцы осознали это в начале этого года, когда вдруг выяснилось, что нужен капитальный ремонт старого моста через реку Белая, а ещё лучше его полная замена, что требует огромных затрат, не предусмотренных ни в республиканском бюджете, ни в городском.

 

Как быть Башкирии?

 

В нашей республике элиты тоже надеются на постепенное эволюционное улучшение ситуации с межбюджетными отношениями. Многие помнят, как мэр Уфы Ирек Ялалов, в ходе московского урбанистического форума, говорил, что проблема наполняемости бюджета – ключевая для крупнейших российских мегаполисов. Он предложил «китайскую» схему, когда треть собранных налогов остаётся в городе, треть идёт в региональный бюджет и ещё треть уходит в центр. В этой ситуации республиканский бюджет никак не пострадает, он и так получает треть собранных в городе налогов, а вот наполняемость городской казны удалось бы существенно повысить. Это поможет не только успешнее справляться с сезонными проблемами, такими, как снежные заносы или устройство ливнёвок, но и позволит вкладывать средства в крупные проекты, в том числе уже упомянутые инфраструктурные.

Уфимский градоначальник предлагал и другой вариант - возврате к советской модели, когда федеральный центр сам определял важные инфраструктурные проекты и финансировал их из общегосударственной казны.

Впрочем, не только региональная, но и муниципальная власть поднимала вопрос о некотором пересмотре межбюджетных отношений.

Рустэм Хамитов обычно предпочитает демонстрировать принятия текущих правил игры и делать акценты на эволюционное развитие системы. В частности, г-н Хамитов неоднократно говорил о том, что республике необходимо больше средств для развития региональной экономики. Безусловно, после разрешения конфликта АФК «Системы» и «Роснефти» эти средства появятся. Да и дивиденды, которые республика получает от «Башнефти», также создают прочный экономический фундамент.

В России сложилась ситуация, когда нужны крепкие регионы, способные стать точками притяжения. Башкирия может и должна стать одной из таких территорий. Это позволяет использовать в полной мере имеющийся у нас промышленный, научный и интеллектуальный потенциал. При этом, в отличии от многих других субъектов, Башкирия старается не просить денег у центра, достаточно чётко вписываясь в модель, которую предлагает Москва.  Но дальнейшее развитие России и республики заставляет задуматься о поиске более эффективных способов межбюджетных отношений.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты