Регион

В стране сложилась система, не дающая местным производителям выйти на потребителя

11.02.2018 Юлия ЛЕЖЕНЬ
Башкирия - один из ведущих регионов страны по производству и переработке молока. Такую оценку республике дают независимые российские эксперты «Центра изучения молочного рынка». Но руководитель центра Михаил Мищенко считает, что в регионе есть еще и потенциал для развития, а башкирские производители молока могут успешно конкурировать с самыми развитыми «молочными» регионами.

«В Башкирии молочный рынок, в отличие от Татарии, правильно сбалансирован»

 

- На сегодняшний день республика занимает третье место в России по объемам производства сырого молока без учета личных подсобных хозяйств, - объясняет аналитик. - А во всем мире осталось не так много территорий с потенциалом развития. Одной из них является Россия и, в частности, Башкортостан. Здесь есть огромное количество земель, которые за минувшие 20-30 лет были утрачены как сельскохозяйственные. Их надо восстанавливать, поскольку в перспективе развития продовольственного рынка на 50 лет, самый большой потенциал есть как раз у Башкирии.

По мнению г-на Мищенко, у республики есть большой плюс - здесь перерабатывается молока примерно столько же, сколько и производится.

- В Татарстане производится очень много молока, но мало перерабатывается, - объясняет Михаил Александрович. - Это приводит к тому, что в летнее сезонное время Татария вывозит свою продукцию в другие регионы, обрушая цены на молоко. В Москве и Московской области ситуация противоположная. Общая численность населения составляет около 20 миллионов человек, благодаря чему в регионе сконцентрировано много крупных перерабатывающих предприятий. При этом в московском регионе дефицит по среднедушевому потреблению составляет примерно четыре млн тонн, а по переработке – около 600 тысяч тонн. В Башкирии таких проблем нет, но во время падения цен летом башкирские производители страдают вместе с остальными, хоть и в меньшей степени.

Эксперт называет сельское хозяйство и пищевую промышленность стратегическими отраслями, а молочную отрасль – ключевой во всем агропромышленном комплексе.

- Надо понимать, что корова – это важнейший объект АПК, - поясняет он. - Она обеспечивает нас молоком и является потребителем зерновых. Значит, чем больше в регионе животных, тем выше потребление зерна и устойчивее баланс на рынке.

Вторым ключевым моментом является универсальность молока, которое представляет собой соединение жира и белка.

- Молоко в пищевой промышленности используется практически всегда, - говорит г-н Мищенко. - Если вчитаться в состав, оно есть практически во всех продуктах: начиная от хлеба и заканчивая сосисками.

 

«При грамотной политике молочники РБ могут показывать высокую конкуренцию»

 

Михаил Александрович уверен, что при грамотной госполитике и регулировании продовольственного рынка башкирские производители смогут показывать высокую конкуренцию.

- Уже сейчас ряд местных предприятий чувствует себя довольно уверенно, - добавляет он. - Но развитие, конечно, не помешает. Хочется еще больших и лучших результатов.

Сегодня население откровенно «не доедает» молочной продукции. Молоко пьют маленькие дети, а потом уже взрослые люди – чаще всего, женщины репродуктивного возраста. Вообще, взрослые чаще потребляют молоко в других формах: сыре, масле, сладостях или той же колбасе.

- Проблема еще и в том, что часто покупатели лишены возможности приобрести качественную «молочку», - сетует г-н Мищенко. - Существуют производители, выпускающие хорошие продукты, и есть потребители, готовые потратить чуть больше денег. Но сегодня в стране сложилась система, при которой местные производители не могут выйти на местного потребителя.        

В Уфе на совещании по развитию агропромышленного комплекса под председательством главы региона Рустэма Хамитова, эксперты и чиновники обсуждали эту проблему.

- Сегодня власти Башкортостана поддерживают развитие кооперативов на селе и локальную реализацию продукции, - говорит Михаил Александрович. - Очевидно, что без поддержки государства эту проблему не решить.

Эксперт уверен, что в ближайшие годы в молочную отрасль России и Башкортостана следует направить большой объем инвестиций.

- И это касается, прежде всего, переработки молока, - добавляет Михаил Александрович. - И чтобы решить эту задачу, государство должно создать инфраструктуру и условия свободной деятельности предприятий.

Но при этом господдержка не должна расхолаживать производителей – по мнению г-на Мищенко, многие предприятия привыкают существовать за счет дотаций и перестают быть эффективными сами по себе.

В разнообразии товаров на полках магазинов и ценовой политики важную роль играет глобализация рынка. Россия импортирует 25-30 процентов всей производимой молочной продукции, но главным игроком на мировом рынке является Новая Зеландия.

- Они, к сожалению, диктуют цены, - рассказывает директор Центра изучения молочного рынка. - Сегодня, например, очень сильно упали цены на масло, а импортные товары заходят на наш рынок – крупные российские компании вынуждены их покупать. Закрывать страну для импорта, конечно, нельзя. Лучше повышать конкуренцию и производить хорошие товары по доступным ценам.

В России программа импортозамещения начала работать после девальвации рубля в декабре 2014 года. Таким образом, падение национальной валюты стало благоприятной средой для развития всех отраслей производства.

- Такие условия позволяют продавать местные товары по ценам ниже импортных, - поясняет эксперт. – Кроме того, во время данных процессов растет и крепнет экспортный потенциал, что также важно.

 

«Башкирским производителям нет никакого смысла подделывать молочку»

 

При этом скачках цен на рынке себестоимость молока остается прежней. Сам Михаил Мищенко вообще не склонен сравнивать понятия цены и себестоимости.

- О себестоимости обязан заботится рачительный хозяин, который должен производить недорогой качественный продукт по карману потребителей и в рамках рыночного ценообразования, - объясняет он. – Да, какое-то время производитель может терпеть убытки, но в «тощие» годы предприятия могут набрать вес и повысить объемы продукции.

Аналитик отмечает, что особенность сельского хозяйства в том, что оно подчиняется не только законам экономики, но и законам природы.

- Например, мы не может попросить корову не доиться, - говорит он. - Поэтому и были придуманы такие продукты, как сыр или сухое молоко. Это возможность сохранить скоропортящийся продукт на более долгий срок.

Михаил Мищенко высказался и относительно новых технических регламентов Таможенного союза, которые могут усложнить жизнь, как покупателям, так и самим производителям.

- Нам снова утяжелили понятийный аппарат, - говорит он. - Введен термин молокосодержащей продукции с заменителем молочного жира. Кроме того, у нас есть просто молокосодержащие продукты, молочные и еще молокорастительные составные.

Специалист заметил, что в таком разнообразии понятий начинают путаться даже сами производители товаров, что уж говорить о несведущих в пищевых технологиях покупателях.

- На самом деле следует убирать лишние термины, - говорит глава Центра изучения молочного рынка. - Есть молочные продукты, а есть другие, которые таковыми называться не могут. А ведь эти моменты существенно влияют на потребительский спрос: покупатель видит на полке в магазине сырный продукт, а рядом молокосоставной. В итоге человек путается и никому не доверяет.

А между тем, по утверждению эксперта, тиражируемые в СМИ сообщения о том, что наибольшая часть рынка заполнена молочным фальсификатом, неверны.

- Так, покупатель воспринимает сырный продукт как подделку, хотя он таковым не является, - рассказывает Михаил Мищенко. - Закон разделяет сыр и сырный продукт на два вида товара, но простые потребители рассуждают несколько иначе. И если говорить конкретно о Башкирии, то производители огромных объемов сырого молока практически не участвуют в производстве сырных продуктов или фальсификации товара. Молока здесь достаточно, поэтому выпускать подделку нет никакого смысла.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты