Игры патриотов

Эксперт: «Химпром» – бомба замедленного действия для Уфы»

30.05.2021 Альбина ИБАТУЛИНА
Спустя более 30 лет после фенольной катастрофы в Уфе начнут устранять последствия экологической аварии на заводе «Химпром». Сегодня начинаются исследования зараженной диоксинами территории, которая составляет более 140 гектаров. Об этом заявила глава Росприроднадзора Светлана Радионова, побывавшая в столице Башкирии. А по словам депутата башкирского парламента Руфины Шагаповой, «теперь уже нельзя делать шаг назад».

Как рассказала г-жа Шагапова, «речь о необходимой рекультивации обанкроченного завода идет уже много лет, а воз и ныне там». 

- На протяжении уже почти 31 года этот вопрос поднимался, - сетует Руфина Аликовна. – У нас в стране все так складывается, что проблем очень много, вопрос всегда стоит: либо экология, либо экономика. Мы, как цивилизованные люди, понимаем, что экология – это наше здоровье, наше будущее, наши дети, но, тем не менее, когда мы сталкиваемся об экономику, экология куда-то уходит. Потому что деньги нужны сейчас, будущее будет завтра. 

Г-жа Шагапова считает существование «Химпрома» - бомбой замедленного действия для столицы Башкирии и большой бедой для уфимцев. 

- Несмотря на то, что целое поколение выросло, для Уфы «Химпром» до сих пор кровоточащая точка, - говорит она. – А для уфимцев до сих пор очень болезненный вопрос питьевой воды.  

Напомним, ранее предприятие «Уфахимпром», расположенное в промзоне севернее Уфы, занималось производством пестицидов и гербицидов. В марте 1990 года из-за халатности рабочих из трубопровода произошла утечка фенола, который попал в реку Шугуровка и загрязнил городской водозабор. Эта трагедия в Уфе получила название «фенольной катастрофы». Дело в том, что фенол вступил в соединение с хлором, который использовался для очистки питьевой воды, образовав ядовитое вещество – диоксин. Произошло массовое отравление горожан, так как токсичное соединение потекло из всех кранов в квартирах уфимцев. Многие жители Уфы до сих пор опасаются пить воду из-под крана. Данные о жертвах фенола тогда не публиковались. Предприятие обанкротилось, а его огромная территория по-прежнему загрязнена.  

- А ведь «Химпром», после того как перестал существовать, стал еще опаснее для города, - полагает Руфина Шагапова. - Многие годы обанкроченный завод стоял брошенный и неохраняемый, а сколько там накопилось! Территория почти 143 с лишним гектаров, а мы и представления не имеем, сколько там диоксинов, тяжелых металлов и нефтепродуктов. Пыль диоксиновая оттуда может пойти, а самое главное – паводки. Когда снег тает, эта отравленная диоксинами вода идет в водозаборы. 

Народная избранница переживает, что 30 лет назад «диоксином отравился весь город». 

- Сколько у нас тогда людей инвалидами стали, а в последующем сколько детей-инвалидов рождалось: с одной почкой и другими отклонениями, - рассказывает она. - И генетически, возможно, это отравление до сих пор сказывается. Ведь если смотреть статистику, в то время работники «Химпрома» болели в десятки раз больше раковыми заболеваниями, чем средняя статистика была по стране. То есть там цифры катастрофические, например, в 58 раз чаще заболевали онкологией. Получается, что это негативное влияние уже потом распространилось на весь город. Конечно, это страшная беда. Легко понять людей, которые в то время выстроились в живую цепочку от Черниковки до Белого дома – около 40 тысяч человек для того, чтобы закрыть этот завод. 

В 2004 году технологические производства «Хипрома» законсервировали, но промышленные отходы, иловые площадки и очистные сооружения оставили как есть. В результате шлам и ил шламонакопителей, почва и грунт здесь загрязнены диоксинами, хлорбензолами, хлорфенолами, полихлорированными бензолами, дифенилсульфоном, нефтепродуктами и тяжёлыми металлами. Ориентировочный объём отходов, хранящихся в восьми шламонакопителях, составляет более 500 тысяч кубометров. Общая площадь загрязненной территории – 142,9 гектаров.

- Завод-то закрыли, но самое страшное случилось уже позже, - считает эксперт. - Завод остался, закрытая территория стала бесхозной, где в 90-х годах начали появляться разные предприниматели. Кто-то начал извлекать из земли цветной и другой металл, какие-то трубы выкапывать, всем этим тоже нанося ущерб, потому что все эти воды уходили опять-таки в Шугуровку. 

Депутат уверена, что «Химпром» напичкан диоксинами», хотя территории брошенного завода в свое время присвоили четвертый класс опасности. 

- Судя по деятельности предприятия, чем оно занималось и что выпускало, и из трудов ученых, территория заражена диоксинами, а это первый класс опасности, - сообщает Руфина Аликовна. - Сегодня ссылаться на исследования, которые уже проводили, конечно же, нельзя, поэтому все надо проводить заново. И, может быть, реальность еще страшнее. Может, за это время все эти компоненты смешались, вступили в соединения и создали более адскую смесь. И если подтвердится, что это все настолько критично и первый класс опасности, станет понятно, что медлить с рекультивацией нельзя. 

По словам парламентария, сегодня все упирается в цену восстановления территории, поскольку речь идет о многомиллиардных цифрах, с которыми республика самостоятельно не справится. 

- Есть много вариантов, включая и саркофаг Марса Сафарова, - поведала она. - Ученый предлагал все это вогнать в саркофаг, как в Чернобыле, чтобы диоксиновая пыль, поднимаясь, не отравляла город. 

Несколько лет назад Уфа провела тендер стоимостью 41 млн рублей на рекультивацию «Химпрома». 

- Выиграла питерская фирма с громким названием «Размах», уронив цифру до 25 млн, - вспоминает г-жа Шагапова. - В итоге они практически сорвали этот тендер, и не смогли справиться с этой работой, потому что работа очень объемная, очень кропотливая и тяжелая. Без привлечения серьезных ученых, серьезных лабораторий это сделать невозможно. Сегодня реальные цифры для того, чтобы только проектную документацию подготовить - около 100 миллионов. А кто-то хотел эту работу сделать за 25 млн, то есть либо обмануть, либо не теми способами это все сделать. Не говоря уже о том, что рекультивация требует десятки и десятки млрд рублей. Конечно, бюджет республики с этим не справится, да и не должен в принципе в одиночку. Это неправильно – вешать на регионы последствия катастроф советского времени.

Депутат Госсобрания напомнила, что Владимир Путин в своем послании потребовал от владельцев вредных производств, наносящих вред природе, «убирать за собой». 

- Завод «Химпром» был производством всесоюзного масштаба, а с бедой мы остались одни, а впоследствии вообще на Уфу повесили. То есть после катастрофы это стало городской проблемой. И вот по сей день Уфа эту оборону героически держит за счет своих бюджетных средств, очищая стоки. Сегодня это обходится городу около 32 млн в год. А это ведь федеральная тема, так же, как и Сибайский карьер в свое время был оставлен. Также, как у нас много несанкционированных свалок, которые использовались пятидесятилетиями, и были опять-таки наследием Советского Союза. А сегодня, по закону, это проблема муниципалитета. И вот регулярно прокурор приходит, на 20 тысяч накладывает штрафы, а что глава района с этим может сделать, если там одна только проектная документация стоит сотни тысяч рублей? Для муниципального бюджета это нереально. А цена рекультивации идет на миллионы. Так же и с «Химпромом», только тут проектная документация может стоить десятки млн рублей. И вот сегодня мы опять громко, со всех с трибун говорим, что будет рекультивирован «Химпром». Я очень надеюсь, что сегодня это действительно произойдет, потому что больше медлить нельзя. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты