Игры патриотов

Победили пассажиров. «Победа» намерена наказать посягнувших на ее доброе имя

17.10.2016 Вера БЕЛОВА
Как стало известно на днях, авиакомпания «Победа» подала в суд за нанесение репутационного вреда на портал о путешествиях travel.ru и «Новую газету». А все из-за того, что журналисты попытались правдиво рассказать об особенностях «экономных» рейсов «Победы», ведь авиакомпания позиционирует себя как бюджетный перевозчик. Но репортеры выяснили – перелет с единственным российским лоукостером может обернуться гораздо большими тратами, чем если купить авиабилет у обычной авиакомпании.

По данным изданий, «Победа» обирает купившихся на дешевизну пассажиров уже во время выполнения рейса, заставляя доплачивать за выбор места, причем, если пара хочет сидеть вместе – то платят оба, за багаж, причем не в виде чемоданов, а просто превышающий размеры обычной сумки или упакованных бутербродов, за возможность расплатиться банковской картой и купить билет в интернете, за пакеты, купленные в дьюти-фри, то есть за все, что в других авиакомпаниях предоставляется бесплатно.

А так как поборы часто неадекватные  – например, за каждый пакет из беспошлинной зоны придется выложить по две тысячи рублей, такую же сумму надо будет отдать за ноутбук, бургер или дамский рюкзачок с предметами косметики и носовым платком, то низкобюджетный перелет становится бессмысленным.

А ведь российский закон о защите прав потребителей запрещает навязывание каких-либо платных услуг, и все крупные компании на земле этим нормам подчиняются или платят крупные штрафы. Но у «Победы» в небе другие правила. Так, авиакомпания игнорирует правила аэропортов, запрещающих взимать сборы за провоз покупок из магазинов Duty Free. Наконец, компания пытается незаконно ограничивать гарантированный Федеральными авиационными правилами бесплатный провоз личных предметов.

Журналисты отмечают, что дело даже не в том, что людей заставляют доплачивать за необязательные по закону услуги, а в том, что перелет на таком самолете становится чередой унижений, когда пассажиры ощущают себя людьми второго сорта.

Автор «Новой газеты» Анастасия Егорова описала собственный опыт полета бюджетной авиакомпанией, саркастично назвав свое путешествие на борту «Победы» «квестом» и «игрой для людей с крепкой нервной системой». Г-жа Егорова предложила последовать ее примеру и при этом умудриться не расстаться с багажом, чувством юмора и рассудком.

При этом автор предупреждает, что «вы будете постоянно сталкиваться с нарушением ваших прав; обязаны платить за все, что может показаться организаторам квеста багажом; не можете рассчитывать на прибытие в пункт назначения в то время, которое указано в вашем билете, а также на вежливое обращение - эта опция недоступна даже за дополнительную плату». Авторы интернет-портала, посвященного путешествиям, рассказали и вовсе дикую историю, когда родителей пытались разлучить в самолете с детьми и пытались заставить заплатить за два места рядом. После этого случая в «Победе» разъяснили, что дети до 12 лет могут сидеть рядом с мамами и папами бесплатно, а вот если вашему чаду исполнилось 13 – извольте заплатить, чтобы видеть свою кровиночку рядом. Интересно, что в правилах самой авиакомпании нет ни слова про это послабление пассажирам – не платить за право сидеть рядом с ребенком, пока ему не исполнится 12 лет.

Как отметило издание travel.ru, после громкого скандала «Победа» не только не прекратила «издевательскую практику», но и «стала требовать вдвое больше денег за возможность все же лететь рядом». Публикации обоих изданий разошлись в соцсетях и вызвали бурю негодований пассажиров, однажды выбиравших перелет с лоукостером и переживших не менее оскорбительные и циничные унижения.

Не остались незамеченными эти рассказы и в самой «Победе», которая существует на рынке всего два года, но уже успела заработать славу скандальной авиакомпании.

И вместо того, чтобы исправить ошибки, о которых кричали в интернете тысячи пассажиров, и соотнести свою деятельность с российскими законами, в авиакомпании выбрали другой путь борьбы с общественным мнением – защиту своей репутации в суде.

Правдивые публикации так обидели авиакомпанию, что она потребовала по два миллиона рублей с каждого СМИ, считая, что только деньги могут спасти загубленное журналистами деловое имя.

А ведь издания, высказавшие свое мнение, пусть и нелицеприятное, имеют на это полное право – ведь для того и существуют СМИ, чтобы вскрывать недостатки общества. Журналисты выполняли свой профессиональный долг, ориентируясь на Конституцию страны, в которой черным по белому написано, что каждый россиянин имеет право доносить до других свои суждения, и на Закон «О журналистике», призывающий работников пера с помощью критики вскрывать язвы общества, используя для этого пусть и не всегда приятные формулировки.

Так заведено в демократическом обществе - пресса является тем инструментом гражданского контроля, который заставляет крупные и увлекшиеся своими заработками компании умерять аппетиты и согласовывать свои действия не только с акционерами, но и потребителями услуг. 

Любопытно, что «Победа» с 30 октября перестает летать из Уфы, поскольку перевозчику не понравились условия по созданию единого интерфейса для регистрации, которые предъявляет ко всем авиакомпаниям аэровокзал столицы Башкирии. То есть дочерняя компания «Аэрофлота» привыкла нагибать не только своих пассажиров, но и требовать для себя особых условий от всех участников рынка.

- Я рад, что в лице моих земляков нашелся единственный уважающий себя аэропорт, который решился наконец-то дать отлуп этой шайке-лейке, - отреагировал на новость об уходе «Победы» из Уфы писатель Игорь Савельев.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты