Игры патриотов

Почему туристическая отрасль Башкирии отстает от других регионов на два десятка лет?

04.11.2017 Юлия ЛЕЖЕНЬ
Почему в Башкирии не развивается туриндустрия и что нужно сделать для того, чтобы зарабатывать в этой сфере деньги? Доктор биологических наук Искандер Усманов уверен, что республиканской туристической отрасли не хватает людей с горящими глазами, интересных проектов и средств, чтобы эти идеи реализовать.

- Безусловно, у нас что-то меняется, но происходит это крайне медленно, - считает г-н Усманов. - Мы отстали от современного коммерческого туризма лет на 20-25. Отстаем от Золотого кольца России, Казани и Алтая.

Эксперт сетует, что в Башкирии природа находится в хорошем состоянии, но «недоступна для людей».

- Дошло до того, что сами жители республики не видят и по-настоящему не знакомы с родной природой, - говорит Искандер Усманов. - Мы провели опрос среди школьников. Оказалось, что всего 10-15 процентов уфимских ребят хотя бы единожды выезжали на познавательные экскурсии, а сельские школьники – и того меньше, дальше своего района зачастую нигде и не бывают.

Примером удачного использования природного объекта, эксперт считает американский национальный парк Йеллоустоун, появившийся еще в 19 веке. Прежде чем пускать посетителей на заповедную территорию, организаторы подвели к парку железнодорожные пути, проложили по территории автомобильные артерии, пешеходные дорожки и обустроили смотровые площадки.

- И вот уже на протяжении трех веков люди несут туда деньги, - добавляет Искандер Юсуфович. - При этом гости не жгут костры и не мусорят. Во-первых, потому что за территорией хорошо присматривают и отслеживают нарушителей, а во-вторых, когда в парке созданы такие условия, у людей воспитывается культура отдыха.

Г-н Усманов уверен, что такая культура рождается быстро, а секрет кроется в наличии у природного объекта «хозяина». Но даже самым предприимчивым людям зачастую слишком тяжело «взять под присмотр» какую-то природную зону, организовав на ней предприятия для туристического отдыха. Высокие идеи разбиваются о скалы федеральных законов, охраняющих природные богатства.

- Мне, честно признаться, даже жалко наших чиновников, - говорит он. - Это очень запуганные люди, которые и сами понимают, что хорошо бы что-то интересное организовать в лесу. Но чуть что – приезжает природоохранная прокуратура, и все начинают «хватать, тащить и не пущать». Есть старый оборот - «страх поротой задницы». Как раз из-за него у нас до сих пор нет качественного познавательного туризма.

Еще одним примером успешного туристического объекта эксперт назвал национальный парк Сагарматха при ЮНЕСКО, расположенный в районе Эвереста.

- Громадный туристический поток там обеспечили обычные пешеходные дорожки, которые, правда, проложить было довольно трудно, - объясняет он. – При этом люди с дорожек не сходят, чтобы не пугать уникальных краснокнижных животных. У нас же дорожки на заповедной территории проложить в принципе нельзя. И в этом очень мало здравого смысла – мы явно в этом плане перегибаем палку.

Доктор биологических наук, имеющий за плечами богатый опыт путешественника, отмечает, что в некоторых случаях красота важнее экологии. Иногда стоит вырубить несколько деревьев, чтобы открыть шикарный панорамный вид на какие-то достопримечательности, созданные самой природой.

Имея большую практику в туристических путешествиях, Искандер Юсуфович в какой-то момент стал «теоретиком от туризма» и научился анализировать опыт других стран. Так, он рассказал, что в Польше бизнесмены и чиновники научились договариваться. Предприниматель может получить земельный участок под агробизнес: гостей там знакомят с деревенской жизнью, учат вязать, косить траву и ухаживать за скотом. Но в этой зоне под запретом окажутся любые индустриальные предприятия – заводы или комбинаты расположатся в другом месте.

- Важно соблюдать закономерность: сначала появляется идея и план, а затем в его реализацию вкладывают средства, - объясняет Искандер Юсуфович. - Если сделать наоборот, то деньги зачастую разлетаются, а цель остается не достигнутой. В Башкортостане наблюдается как раз такая проблема: все хвалят ресурсы, иногда даже получают финансы на развитие туризма, но толкового ничего не получается.

Средства же, которые выделяет на туризм республиканская казна, эксперт называет слишком незначительными и не способными протолкнуть туристическую отрасль вперед.

- Это все равно что купить баночку икры и равномерно распределить тоненьким слоем по трассе Уфа-Аэропорт, - говорит профессор. - Хорошие проекты могут реализовать предприниматели, которые уже сейчас работают в данной сфере. А чиновники по сути плохо себе представляют, какими способами можно запустить туристический поток, как организовать ненавязчивый, но действенный контроль. Они уверены, что все знают сами. И сегодня просто необходимо осознать, что наш главный тормоз – это недостаток креатива и идей, которые будут претворять в жизнь люди с горящими глазами.

Другие новости

АвтоКар +
Фронтальный погрузчик NEO 300, новый, в Уфе
Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе