Шоу-биз

Шоу Элвина Грея в «Уфа-Арене» оставило тяжелое ощущение музыкального несварения

16.12.2018 Артур ИСЛАМОВ
Недавним концертом в «Уфа-Арене» Радик Юльякшин подтвердил, что является самым успешным и популярным артистом национальной эстрады. Год спустя певец вновь устроил шоу на самой большой площадке столицы Башкирии, заставив биться в экстазе более восьми с половиной тысяч поклонников и скрежетать зубами менее успешных коллег по сцене, которым такие масштабы только снятся. Хотя прошедшее шоу, где прошла презентация лейбла Elvin Grey, показало, что у артиста и его продюсеров очень плохо с чувством меры, стиля и музыкального вкуса.

Атака клонов

 

Нравится кому-то или нет, но 29-летний исполнитель - феномен национальной эстрады. Если первый концерт на ледовой арене можно было списать на невероятное везение артиста на волне популярности, то второй аншлаг доказал, что это все-таки не случайное бурление и татаро-башкирский шоу-биз Радик еще поштормит. После очередного триумфа в «Уфа-Арене» и дебюта в стенах «Татнефть-Арены» попытаемся разобраться – что за экзотичный эстрадный зверь этот «бурундучок», как мимимишно называют его поклонницы.

Напомним, за неделю до уфимского концерта Радик покорил еще одну поп-высоту: собрал ледовый дворец в Казани, где ему уже присуждали звание «Человек года» в 2016-м, когда в столице Татарии он дал 14 концертов. Стоит отметить, что и уфимских поклонников он не держал на голодной поп-пайке, чтобы в конце года собрать ледовую арену. В уходящем году Юльякшин дал пять аншлаговых шоу в столице Башкирии, а потом бонусом выступил на бесплатном концерте на Дне города.

И даже несмотря на это фанаты все никак не могут насытиться, снова заполняя танцпол и трибуны уфимского восьмитысячника. Сам артист, похоже, хочет сделать такие сеансы массового поклонения ежегодными, пользуясь неубывающим спросом на свою персону.

Однако на этот раз публика лакомилась Радиком дозировано: Юльякшин пригласил поклонников не просто на очередной сольник, а на презентацию лейбла имени себя. Теперь под творческим псевдонимом Elvin Grey, под которым он планирует завоевать всероссийскую публику, будут выступать другие национальные исполнители.

Но начался концерт даже не с его подопечных, а с других артистов: в ранге национальной суперзвезды Юльякшин может позволить себе исполнителей, которые разогревают публику перед его появлением. Загир Зайнетдинов представил кусочек своего этно-шоу Zainetdin, с которым отметился, пожалуй, на всех сборных концертах республики. Этот башкирский энерджайзер с заплетенным конским хвостом на голове по своему обыкновению резвился перед публикой аки молодой жеребец – артистично взбрыкивал, демонстрировал свое коронное сальто и виртуозно аккомпанировал себе на разных музыкальных инструментах. Следом вышли еще два разнополых артиста, допущенных погреться в лучах славы Юльякшина. Однако их имена публике сообщить никто не удосужился: видимо, тут все свои и всех знают, а кто не в курсе - это их проблема.

Сам виновник торжества появился перед фанатами эдакой чунга-чангой – с дредами, в солнечно-желтом халате, сложно скроенных кальсонах и кулоном, форму которого поклонники приняли за контуры Башкирии. Однако оказалось, что афрокосы шли в дополнение к изображению Африки, раскрашенной в цвета нигерийского флага. Образ экзотического малайки можно было считать завершенным. «Ты умрешь, чтобы спасти человечество или увеличить свое тщеславие?», - вопрошал принт на спине артиста. Риторический вопрос от дизайнера сценического наряда остался без ответа. Тем более что Радику можно тешить самолюбие, оставаясь живым и здоровым на радость публике.

Однако не успели зрители войти во вкус и насладиться пением любимца, как на сцену выпорхнуло еще одно чудо в перьях – первый артист из обоймы лейбла Elvin Grey. Своего практически брата-близнеца Юльякшин представил как Шулай Малай или что-то в этом роде. Выглядел этот Малай не менее экстравагантно – так, будто костюм ему сшили из обрезков, оставшихся после кройки сценических нарядов Радика. Выбросить их было жалко, а на попугаистый костюм для восходящей звезды вполне хватило.

Поклонники Юльякшина с этим Малаем уже знакомы: Радик выпускал его разогреть публику перед своим выходом на концерте в День города. Тогда многие подумали, что на сцену вышел сам Радик, и были очень обескуражены, что приняли за любимца его подобие.

Но на этом чудеса клонирования не закончились: вскоре на сцену вышла еще одна копия Элвина Грея – то ли Винни, то ли Вилли. Этот живчик походил на своего «старшего брата» не только внешне, но и узнаваемым сипловатым тембром, который так мил уху фанатов Грея. И одет был не менее нелепо: был завернут то ли в китайский дождевик необъятных размеров, то ли в плащ-палатку, то ли в парикмахерскую накидку.  

 

А в ресторане – а там гитары, а там цыгане

 

Эксперименты Радика с необычными материалами, замысловатыми фасонами и несочетаемыми цветами на первом костюме не закончились. За следующий красно-белый наряд Юльякшину явно полагается пожизненная скидка в алкомаркетах известной сети. Выглядел при этом артист так же дешево, как уродующий город сайдинг на фасадах, против которого начал борьбу новый мэр столицы Башкирии.

Пока молодежь временно исполняла обязанности Радика на сцене, он еще несколько раз скрывался за кулисами, чтобы удивить зрителей очередным примером дизайнерской безвкусицы. Певец и дальше продолжил демонстрировать эстрадный шик кислотных 90-х: то красный коленкоровый плащ, усыпанный крикливыми лейблами, то красную же куртку, плавно переходящую в подобие юбки, то кротовью шубу, из которой кровавыми червями вылезали ленты с надписью «love». Неожиданно выскочивший на сцену посреди концерта Стас Ярушин не удержался и проехался по стилю башкирского исполнителя, сравнив его с Леонтьевым, известным своими экстравагантными костюмами. Но, похоже, наш дерматиновый мальчик своей страстью к претенциозным вещам перещеголял самого Валерия Яковлевича. Видимо, наличие в названии ледового комплекса слова «арена» располагает к таким веселым экспериментам с яркими одежками.

Внезапное появление актера молодежных сериалов на сцене многие восприняли с недоумением: как-то совсем чуждо он смотрелся со своими песнями среди всей этой башкирской дискотеки. Оказалось, что Ярушин принял приглашение продюсеров шоу только потому, что в этот день давал концерт в одном из торговых центров Уфы. И этого случайного гастрольного совпадения было вполне достаточно, чтобы выйти к фанатам Юльякшина. Но его рэп-номера были совсем уж из другой оперы. Как, впрочем, и следующие артисты лейбла «Элвин Грей».

Показалось, что казахского исполнителя Бабека девушки принимали даже с большим энтузиазмом, чем Юльякшина. Певцу в этом шоу явно была отведена роль мачо, на которую андрогинный Радик, вынужденный наряжаться чудаковатым фриком, совсем не тянет. Потому при виде восточного принца в белых порванных лосинах, обводившего зал чарующим томным взглядом, дамы теряли голову и визжали во все горло. Настоящий кальянный кумар пошел, когда Бабек запел свой прорывной хит: «Разорвала ты мою душу в хлам. Разорви, разорви мою душу, порви, ты меня от всего оторви». Казалось, что примитивнее текстов Стаса Михайлова уже сложно что-то сочинить, однако на уфимском шоу выяснилось, что до дна еще далеко. У Бабека вообще редкий дар находить ритм и рифму там, где их быть не может. Например, как в хите «Щекастая»: «Ты моя девочка щекастая, а я твой мальчик с бородой».

Еще один исполнитель лейбла – азербайджанец Эльбрус – и вовсе будто приехал на шоу в «Уфа-Арену» из ресторана, где пел на восточной свадьбе. «Пацан молодой, она молодая - ногти красные, такая деловая. Он в костюме черном, по уши в нее влюбленный», - одним жирным мазком нарисовал он в своем хите «Бродяга» программу-максимум для большинства зрительниц. Девочки, мечтающие об этом волшебном дне, благодарно покричали и порыдали в ответ. У артиста вообще что ни строчка – то готовый свадебный тост: «счастьем весь зал наполнен, этот день мы все запомним!», «ах, эта свадьба, прощай теперь покой: сегодня стала ты ему женой!», «в танце веселом друзья веселятся, все близкие здесь - не надо стесняться!». Хотя после выступления на «Арене» пригласить знойного певца на свадьбу не всем будет по карману: гонорары его подрастут. Так бы и петь Бабеку с Эльбрусом по свадьбам да по корпоративам, но продюсеры башкирского поп-лейбла не только приучили публику Юльякшина к этому дешевому кабаку, вывели его на большую сцену, но и провозгласили маргинально-застольную эстраду признаком хорошего музыкального вкуса.

 

Песни патриотов

 

Когда вся эта чайхана с кальяном и пахлавой, наконец, завершилась, Радик порадовал публику национальными шлягерами – старыми и новыми, написанными специально для него. По своему обыкновению и общался со зрителем Юльякшин на разных языках, умудряясь использовать в одном предложении слова сразу трех наречий, превращая свой спич в тарабарщину. Правда, говорил артист мало, поскольку выразить законченную мысль ему удавалось редко: «Я прямо не могу подобрать слов», - честно признавался Радик. В паузах между песнями он все больше жонглировал словами-тэгами, бесконечно повторяя «спасибо», «Уфа», «рахмэт» и «Башкортостан», словно заграничный гастролер.       

Однако многотысячную армию разновозрастных поклонников все эти мелочи нисколько не смущали. И устроить такую масштабную сельскую дискотеку, собрав гигантскую толпу молодежи, из местных артистов сегодня может только этот мальчик. А кто платит – тот, как известно, и заказывает музыку. 

Однако такая бешеная популярность свалилась на Юльякшина вовсе не в одночасье: десять лет Радик упорно окучивал сельские клубы Башкирии, Татарии, Оренбуржья и Челябинской области, пока они не стали заполняться до отказа. Продюсер артиста рискнул занять пустующую нишу на местной эстраде – создать «башкирского Бибера», под песни которого неудобно сидеть в зале. Современные танцевальные обработки – и отрываться на танцполе теперь можно даже под национальные хиты прошлых лет, как, например, «Уфтанма». Видимо, это и вывело из себя мастодонтов татаро-башкирской эстрады. А когда Радик начал собирать стадионы и его стало трудно не замечать, Салават Фатхетдинов раздражено заметил, «что по-татарски так петь нельзя». Но, пожалуй, лучшее, что сделал Элвин Грей – тщательно соскреб со старых композиций академизм, который так ревностно оберегали местные Кобзоны, осовременил их модными аранжировками и познакомил с мелодиями новое поколение слушателей, в том числе и русскоязычное. А заодно популяризировал башкирский и татарский язык, чем заслужил уважение патриотически настроенного населения и национал-активистов обеих республик. Сегодня эти деятели соревнуются в признании заслуг артиста. Например, в Башкирии ему пожаловали звание заслуженного артиста, а перед самым концертом глава Всемирного курултая башкир наградил Радика медалью «за работу по консолидации башкирского народа, сохранению и развитию национальной культуры, языка и духовности».

Проблема лишь в том, что Юльякшин и его продюсер оказались настолько всеядны в музыкальном плане, что шоу Грея превратилось в очень странное зрелище. Артист – словно несмышленая девочка, опустошившая мамину шкатулку и надевшая на себя все сразу – и дорогие украшения и копеечную бижутерию. Не обладая чувством меры и вкуса, Радик не только устраивает на сцене весь этот костюмированный фрик-парад, но и готов петь все, что угодно: старые национальные хиты, новые композиции на башкирском и татарском, дискотечную попсу, дешевые ресторанные поделки а-ля «черные глаза». Затевает несочетаемые дуэты и смешивает восток с западом, перетасовывая музыкальные стили и жанры. Выдрессированная за многие годы фанатская публика переваривает всю эту эстрадную эклектику за милую душу, даже не поперхнувшись, а вот у неподготовленного слушателя вполне ожидаемо случается музыкальное несварение. Пытаясь разнообразить репертуар, он то ли экспериментирует, выступая «за любой кипиш», то ли пытается потрафить разным вкусам слушателей, но в итоге остается без лица.  

А может быть, все это разнообразие нужно для того, чтобы раскрутить новых артистов, объединенных теперь лейблом Elvin Grey. Надо отдать должное продюсеру Юльякшина Александру Слюсаренко – не иначе, как он решил повторить успешный маркетинговый ход, когда в конце 80-х разные артисты колесили по стране под вывеской «Ласкового мая» или «Миража». Только теперь будет все легально, но не менее лихо: разноименные клоны Юльякшина поедут по городам и весям под лейблом Elvin Grey. А вычурные наряды, узнаваемый вихрастый хаер и похожий тембр у них уже есть.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты