Хронограф

Эксперт: «В Башкирии обмеление рек длится уже практически десять лет»

04.10.2019 Альбина ИБАТУЛИНА
В Башкирии уже не один десяток лет мелеют реки - это лето не стало исключением. Уровень воды снижается ежегодно не только в мелких реках, но и в Белой, по которой практически прекратилось судоходство. Каждый год в регионе ждут большого паводка, который может пополнить водные артерии, но большая вода или не приходит, или вся уходит в землю. В чем причина ухода воды из башкирских рек и может ли в этом быть повинны люди, рассказывает заместитель начальника отдела территориального органа Камского бассейнового водного управления Нина Кадраева.

- Каждый год мы видим, как начинает «цвести» прямо посередине река Белая. Почему это происходит?

- Если смотреть в целом по стране, то в последние годы водность немножко выравнивается и начинает расти. Но, поскольку Россия страна большая, этот рост не везде. Поэтому если смотреть на нашу республику, то водность где-то немножко повышается, а где-то, конечно, еще продолжает снижаться. Водность – это объем стока. И водность, в основном, зависит от климатических факторов. Если будет достаточное количество осадков, то водные ресурсы пополняются.

- Это лето было дождливым, а Белая все равно цветет.

- Это лето не всегда было дождливым. Если посмотреть в целом график уровня воды, то у нас проблемы нарисовались еще в апреле. Мы знаем, что паводка в этом году вообще не было, то есть не случилось пополнения водных запасов. Паводок составил лишь шесть процентов от ожидаемого уровня.

- А с паводком что не так? 

- Это зависит в основном от климатических условий. Казалось бы, в этом году снега было очень много, не только у нас, даже в соседних Саратовской и Самарской областях. Все ожидали большой паводок, но не учли того, что у нас почва не промерзла. Когда начался процесс снеготаяния, то вода просто ушла в почву, а к рекам и к водным объектам воды пришло совсем мало. Поэтому в этом году у нас даже многие водохранилища остались незаполненными.

- И как быть?

- Мы теперь будем ждать. Может быть, осенние дожди помогут нам поднять уровень, будем надеяться теперь уже на следующий паводок.

- А чем маловодность губительна для природы?

- Во-первых, снижается уровень воды, маловодье, естественно, отражается и на состоянии водного объекта, качественное состояние воды ухудшается, поскольку концентрация вредных веществ возрастает. Если мы будем говорить о судоходстве, естественно, это затрудняет судоходство, потому что уровни падают. По Белой и Уфимке практически не ходят теплоходы, про большие суда я уже не говорю. Соответственно, если нет водных ресурсов, то понижаются и уровни подземных вод.

- В советские времена на Белой через каждый километр стояли так называемые земснаряды, которые углубляли русло реки. Может, вернуть эту практику? 

- Сегодня плановые работы именно на судоходных участках рек осуществляются «Бельским районом водных путей», то есть у них на год составляется план участков, где они должны провести дноуглубительные работы. Это все проводится, а экономический аспект развития отрасли как таковой – это уже вопрос другого ведомства. Само судоходство как отрасль, как деятельность, конечно, зависит в основном от водных ресурсов, от уровня воды. Судоходство можно реально возродить, но, наверное, должны быть какие-то экономические вложения, должны быть суда другого класса, все равно это требует вложения средств. Но при таких уровнях воды в реке, это, конечно, затруднительно. Даже если мы углубляем дно, в любом случае тем самым просто будем увеличивать поперечное сечение, но никак не повышать уровень воды.

- То есть вода должна прибавиться из какого-то другого источника?

- Конечно. Будут паводки, дожди, значит, вода будет пополняться. Если мы посмотрим на Приморье, то там воды с избытком, может, когда-нибудь эта вода придет и к нам.

- Есть такая версия, что реки мелеют из-за того, что неконтролируемо добывается ПГС…

- Глобально на уровне водных объектов это, конечно, не сказывается. Это процесс не самый благоприятный, естественно, но таких масштабных добывающих работ у нас в русле рек нет. Но этот процесс в 70-х, даже в начале 80-х годов изучался московским университетом. Было выявлено, что процессы добычи в русле рек, конечно, влияют именно на просадку уровня, но по разным оценкам где-то до метра, но не глобально, как сейчас происходит. В основном сейчас уровни рек понижаются именно из-за процессов маловодья.

- То есть все-таки изменение климата?

- Да, это больше климатический фактор. Когда у нас будет достаточное количество осадков, конечно, все это восстановится. У нас это затянулось, если считать, что мы где-то с 2010 года идем в процессе маловодья. И процесс маловодья длится практически десять лет. Конечно, десять лет для водных ресурсов, это же, естественно, и подземные воды, – это очень такой процесс губительный.

- Значит ли это, что когда-нибудь природа опомнится и придет сильный и мощный паводок?

- Мы тоже говорим, что в природе все циклично. Возможно, у нас вернутся паводки 70-х годов, но я так думаю, что тогда народ не обрадуется. Застройка по береговой линии огромная идет. 

- Может быть, земля так наказывает людей за то, что мы какие-то экологические требования не соблюдаем?

- То, что плохо относимся к воде, – это однозначно. Конечно, это влияет, но влияет в основном на качество. То, что мы захламляем, загрязняем сточными водами и прочее, в основном это влияет на качество воды, но никак не сказывается на ее водности. Водность все равно будет зависеть от климатического фактора. Водность не зависит от того, как мы будем вести себя. Водные ресурсы у нас пока истощаются, но они возобновляемы, если будут благоприятные климатические условия. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты