Автоперевозчикам Башкирии государство будет компенсировать потери выручки
Нашли свой путь
Александр Булушев считает, что «реформа упорядочит процессы и повысит уровень качества обслуживания населения».
- Когда мы говорим о работе общественного транспорта, мы подразумеваем, что маршруты должны обслуживаться регулярно, комфортными и современными автобусами, оснащенными кондиционерами и климат-контролем, - рассказывает он. - То есть людям должно быть очень удобно пользоваться общественным транспортом – это главная и основная цель. Потому что развитие общественного транспорта позволяет снизить автомобилизацию города, уменьшить нагрузку на дорожные сети, и в целом на улицах города станет больше порядка.
По словам г-на Булушева, на сегодняшний день «у руководства республики и у исполняющих ведомств есть общее осознание того, что самый эффективный инструмент, предусмотренный законом – это переход на брутто-контракты».
- То есть перевозчик оказывает государству услугу по транспортной работе, - объясняет Александр Владимирович. – А все денежные средства, которые поступают на любые счета перевозчика, в течение трех дней должны быть перечислены в тот или иной сегмент государственного органа, с которым подписан контракт на эту транспортную работу. То есть тут меняется сам принцип взимания этой оплаты. При такой системе у государства существенно расширяется перечень требований к перевозчикам. Мы можем требовать неукоснительного соблюдения расписания при объявлении конкурса. Например, трехминутное опоздание может наказываться существенным денежным штрафом. А если перевозчик три раза нарушил расписание, это уже является основанием для отзыва у него лицензии.
Однако при всей жесткости условий есть выгода и для перевозчиков.
- В контракте есть некий прогнозный сбор выручки, - поясняет глава башкирского транспортного ведомства. - Если, например, в силу каких-то причин такую сумму выручки собрать перевозчику не удалось, то это компенсируется за счет средств государственного бюджета, потому что мы оплачиваем перевозчику саму транспортную работу. И если транспортная работа перевозчика происходит без нарушений, вот тут очень важный момент, то есть он вовремя передает в полном объеме все собранные средства, полностью обновляет подвижной состав парка так, как это требуется, соблюдает расписание, его услуга будет оплачена в полном объеме. Это существенные изменения в работе общественного транспорта.
Руководитель башкирского транспортного ведомства обещает, что на новый тип контактов перевозчики перейдут в конце года, чтобы они «успели подготовиться».
- У нас впереди год очень напряженной работы, - полагает он. - Надеюсь, что к концу этого года мы получим несколько иную картину, по крайней мере, в Уфе.
Вертелись колесом
Г-н Булушев напомнил, что в начале транспортной реформы в 2018 году «перевозчики, вели себя, наверное, как настоящие либо ковбои, либо какие-то бандиты».
- Правил не существовало, - считает он. - Сейчас правила существуют. В очередной раз на оперативном совещании в правительстве РБ отметили, что средний возраст автобусов в Уфе - четыре года. Этого удалось добиться. На первом этапе это была основная задача. Теперь совершенно, верно, мы переходим к новому этапу.
Также Александр Булушев утверждает, что рынок автоперевозок в Башкирии сейчас полностью легализован.
- Сегодня на рынке присутствуют только легальные перевозчики, - уверен он. – То есть с нелегалами научились бороться. Коллеги из Ространснадзора оперативно реагируют на любых нелегальных перевозчиков. У нас есть проблема с нелегальными перевозками по междугородным маршрутам такси «Лада Ларгус», но это трудно доказуемо – это каждый раз контрольная закупка. Тем не менее мы этим занимаемся. Каждую неделю два-три таких автомобиля арестовывается, где доказано, что частное лицо оказывает нелегальные услуги по платным перевозкам. Я думаю, что в этом смысле у нас полностью легальный рынок.
Александр Булушев объяснил, почему в прошлом году уфимцы долго ждали транспорт на городских остановках: люди стояли по 30-40 минут, а иногда и целый не могли дождаться своего автобуса.
- Мы это видим и по нареканиям в свой адрес, - признается он. – У нас работает центр управления республики, в работу в режиме реального времени берутся все обращения. Мы тогда действительно испытывали определенный дефицит транспортных средств. Весь декабрь-январь мониторили ситуацию, выезжали специалисты городского управления транспорта и ЦУРа. Они выезжали и смотрели: и интервалы засекали, и скученность людей на остановках в часы пик. Мы это все отслеживали. И те самые проблемные вопросы, которые у нас были, мы их регулировали путем перенаправления транспорта, допустим, на одних маршрутах уменьшали автобусы, на других – увеличивали. Это все реальная работа, которая ведется каждый день.
По словам г-на Булушева, «самым фонящим направлением в декабре, по-моему, для нас была Дема».
- Мы запустили эти новые маршруты, эти 35 больших автобусов, - говорит он. – В обращениях теперь Демы мы практически не видим, то есть большую часть демских жителей, кто оттуда ездит, наверное, устраивает. Сейчас мы видим определенные проблемы между Инорсом и Сипайлово. Планируем запускать еще один маршрут. Вернее, он уже работает, но в тестовом режиме, потому что его движение по конкретным улицам еще будет уточняться, корректироваться, но самое главное – это, опять же, пожелания жителей Уфы.
Министр транспорта РБ поделился, что есть еще один проблемный вопрос - отражение перевозчиками выручки.
- Насколько частные перевозчики готовы принимать все правила, транспортную карту «Алгу», банковские карты – есть определенные вопросы. По существующим показателям, а мы делали исследования, и сравнивали пассажиропоток с данными, которые мы получаем в башкирской расчетной компании БРСК, разница присутствует. С этой точки зрения нам есть куда стремиться и над чем работать.
Самый интересный вопрос, который волнует жителей республики, – это, конечно, когда же завершится транспортная реформа.
- В соответствии с принятыми планами, тут все абсолютно очевидно, - отвечает Александр Владимирович. – Мы заказали два исследования, которые позволяют разработать схему транспортного планирования по всей республике, в том числе и в Уфе. Важно уйти от дублирования маршрутов, допустим, задействовать улицу Комсомольскую, поскольку реконструкция закончилась. При этом мы получим прогнозные пассажиропотоки с учетом строительства новых микрорайонов, которые были запущены за последние годы.